| |||||
Врубель | Картины | Рисунки | Биография | Фото | Хроно | Музеи | На грани | Декор | Модерн | |||||
Михаил Врубель » Живопись, картины, фото художника » Демон. 1890Галерея Михаила Врубеля. Демон. 1890 |
|||||
| |||||
Картина написана в первый год пребывания Врубеля в Москве, в доме Саввы Ивановича Мамонтова, где была студия, которую хозяин уступил Врубелю для работы. Но мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, 'нечто демоническое' возникла еще в Киеве.
Показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон - дух 'не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, ...величавый'. 'Он утверждал, - свидетельствует другой мемуарист, - что вообще 'Демона' не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто 'рогатый', дьявол – 'клеветник', а 'Демон' значит 'душа''.
Для Александра Блока в этом образе воплатилась 'громада лермонтовской мысли' о божественной скуке. Божественна она, как можно догадаться, потому, что в ней тонет, забывается, теряется само зло - 'и зло наскучило ему'. Скука властительнее и первичнее зла. В представлении поэта врубелевский Демон - 'Юноша в забытьи 'Скуки', словно обессилевший от каких-то мировых объятий'. В этой фразе Блока слово 'Скука' - с прописной буквы: оно выведено как имя собственное, и к тому же взято в кавычки, отсылая, таким образом, к наименованию произведения, которое предполагается известным читателю.
Этим произведением, без сомнения, является Вступление, открывающее Цветы зла Бодлера. За Бодлером к тому времени уже давно была закреплена репутация 'отца декадентов', тогда как во Врубеле некоторая часть критики видела олицетворение декадентства на русской почве. В упомянутом стихотворении рисуется образ всепоглощающей Скуки, которая превосходит прежде созданных воображением человечества чудищ и химер, олицетворяющих зло и порок: 'Она весь мир отдаст на разрушенье, / Она поглотит мир одним своим зевком'.
В колористических соцветиях Врубеля, 'в борьбе золота и синевы' Блок усматривал, и совершенно справедливо, аналогию лермонтовскому: 'Он был похож на вечер ясный: / Ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет'. И, стало быть, как образ - знак колористической тональности, врубелевский Демон - тот, кто призван и послан 'заклинать ночь' ('синий сумрак ночи, -пишет Блок, - медлит затоплять золото и перламутр').
Он - 'ангел ясного вечера', то есть опять персонификация, аллегория, но не преходяще-земного, а бесконечно длящегося вселенского Вечера. |
|||||
| |||||
Врубель и художественная фотографияНеожиданный, но очень важный аспект взаимоотношений одного из самых ярких мастеров изобразительного искусства и художественной фотографии прошел мимо внимания всех крупнейших знатоков творчества Врубеля. Тема эта весьма своевременна именно теперь, в эпоху глобальной компьютеризации и новых сложных взаимоотношений между индивидуальностью художника и мощной индустрией визуальных технологий. Врубель был сыном своего времени и чутко относился к новым техническим изобретениям, в том числе - и к фотографии. Художник часто использовал фотографические снимки как подсобный материал для создания своих произведений... читать далее » На грани безумияРабота над «Демоном поверженным» лишила Врубеля сил и разума. Но в психиатрической лечебнице вскоре он начал поправляться, рисовать. Сделанные в клинике карандашные рисунки 1904 года возвращали Врубеля к художественному труду, он заново упражнял руку и глаз усиленной работой с натуры. В его рисунках появились живые впечатления натуры. Художник передает форму с помощью прерывистых штрихов. Ни один штрих не положен случайно, он обрисовывает план формы, характеризует фактуру... читать далее » Запоздалая славаВ 2006 году исполнилось 150 лет со дня рождения гениального русского художника Михаила Александровича Врубеля. Сто лет назад трагически завершились дерзновенные творческие поиски Мастера. В 1906 году им окончательно овладело безумие, одновременно с которым наступило самое страшное для художника - слепота. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Прижизненная хула сменила обожествление художника в последние годы жизни. Однако в эпоху авангарда творчество Врубеля «не вписывалось» в новую модель общественных отношений, и он был попросту забыт «комиссарами от искусства». Лишь в 60-е годы XX века неповторимая индивидуальность М.Врубеля вновь вызвала повышенный интерес. Но только в 80-е годы выходят исследования, дающие объективную оценку творчества великого художника. Таким образом, он обрел высочайший статус лишь в конце XX века... читать далее » |
|||||
| |||||
* * * Благодарим спонсоров нашего сайта: * * * |