Врубель - главная      Мир Врубеля

Врубель  |  Картины  |  Рисунки  |  Биография  |  Фото  |  Хроно  |  Музеи  |  На грани  |  Декор  |  Модерн
Девочка на фоне персидского ковра  |  Пан  |  Лебедь  |  Портрет жены художника  |  Автопортрет с раковиной

       

Михаил Врубель » Живопись, картины, фото художника » Демон. 1890
демон

Галерея Михаила Врубеля. Демон. 1890

       

« back     vrubel world     next »

Картина написана в первый год пребывания Врубеля в Москве, в доме Саввы Ивановича Мамонтова, где была студия, которую хозяин уступил Врубелю для работы. Но мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, 'нечто демоническое' возникла еще в Киеве. Показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон - дух 'не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, ...величавый'. 'Он утверждал, - свидетельствует другой мемуарист, - что вообще 'Демона' не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто 'рогатый', дьявол – 'клеветник', а 'Демон' значит 'душа''. Для Александра Блока в этом образе воплатилась 'громада лермонтовской мысли' о божественной скуке. Божественна она, как можно догадаться, потому, что в ней тонет, забывается, теряется само зло - 'и зло наскучило ему'. Скука властительнее и первичнее зла. В представлении поэта врубелевский Демон - 'Юноша в забытьи 'Скуки', словно обессилевший от каких-то мировых объятий'. В этой фразе Блока слово 'Скука' - с прописной буквы: оно выведено как имя собственное, и к тому же взято в кавычки, отсылая, таким образом, к наименованию произведения, которое предполагается известным читателю. Этим произведением, без сомнения, является Вступление, открывающее Цветы зла Бодлера. За Бодлером к тому времени уже давно была закреплена репутация 'отца декадентов', тогда как во Врубеле некоторая часть критики видела олицетворение декадентства на русской почве. В упомянутом стихотворении рисуется образ всепоглощающей Скуки, которая превосходит прежде созданных воображением человечества чудищ и химер, олицетворяющих зло и порок: 'Она весь мир отдаст на разрушенье, / Она поглотит мир одним своим зевком'. В колористических соцветиях Врубеля, 'в борьбе золота и синевы' Блок усматривал, и совершенно справедливо, аналогию лермонтовскому: 'Он был похож на вечер ясный: / Ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет'. И, стало быть, как образ - знак колористической тональности, врубелевский Демон - тот, кто призван и послан 'заклинать ночь' ('синий сумрак ночи, -пишет Блок, - медлит затоплять золото и перламутр'). Он - 'ангел ясного вечера', то есть опять персонификация, аллегория, но не преходяще-земного, а бесконечно длящегося вселенского Вечера.



       

Врубель и художественная фотография

Неожиданный, но очень важный аспект взаимоотношений одного из самых ярких мастеров изобразительного искусства и художественной фотографии прошел мимо внимания всех крупнейших знатоков творчества Врубеля. Тема эта весьма своевременна именно теперь, в эпоху глобальной компьютеризации и новых сложных взаимоотношений между индивидуальностью художника и мощной индустрией визуальных технологий. Врубель был сыном своего времени и чутко относился к новым техническим изобретениям, в том числе - и к фотографии. Художник часто использовал фотографические снимки как подсобный материал для создания своих произведений... читать далее »

На грани безумия

Работа над «Демоном поверженным» лишила Врубеля сил и разума. Но в психиатрической лечебнице вскоре он начал поправляться, рисовать. Сделанные в клинике карандашные рисунки 1904 года возвращали Врубеля к художественному труду, он заново упражнял руку и глаз усиленной работой с натуры. В его рисунках появились живые впечатления натуры. Художник передает форму с помощью прерывистых штрихов. Ни один штрих не положен случайно, он обрисовывает план формы, характеризует фактуру... читать далее »

Запоздалая слава

В 2006 году исполнилось 150 лет со дня рождения гениального русского художника Михаила Александровича Врубеля. Сто лет назад трагически завершились дерзновенные творческие поиски Мастера. В 1906 году им окончательно овладело безумие, одновременно с которым наступило самое страшное для художника - слепота. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Прижизненная хула сменила обожествление художника в последние годы жизни. Однако в эпоху авангарда творчество Врубеля «не вписывалось» в новую модель общественных отношений, и он был попросту забыт «комиссарами от искусства». Лишь в 60-е годы XX века неповторимая индивидуальность М.Врубеля вновь вызвала повышенный интерес. Но только в 80-е годы выходят исследования, дающие объективную оценку творчества великого художника. Таким образом, он обрел высочайший статус лишь в конце XX века... читать далее »

       


*   *   *
  "Изумительная обрисованность, кристаллообразность его техники... Какой другой художник, совершенно отвергая помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами?» «У Врубеля, прежде всего, поражает совершенно особенное понимание формы предметов поверхности, их ограничивающие, изобилуя резкими изломами, образуют дробное сочетание сходящихся под двугранными углами плоскостей; их контуры представляют собой ломаные линии, прямые или близкие к прямым, и весь воспроизводимый образ носит странное сходство с грудой сросшихся друг с другом кристаллов».

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100