Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Врубель и художественная фотография

   
   

Пан
Пан, 1899

   
Неожиданный, но очень важный аспект взаимоотношений одного из самых ярких мастеров изобразительного искусства и художественной фотографии прошел мимо внимания всех крупнейших знатоков творчества Врубеля. Тема эта весьма своевременна именно теперь, в эпоху глобальной компьютеризации и новых сложных взаимоотношений между индивидуальностью художника и мощной индустрией визуальных технологий.
Врубель был сыном своего времени и чутко относился к новым техническим изобретениям, в том числе - и к фотографии. Художник часто использовал фотографические снимки как подсобный материал для создания своих произведений. Врубель, пожалуй, первым в России широко использовал как подсобный материал художественные фотографии при работе над пейзажами, декоративными панно и станковыми произведениями (например, в «Пане», «Сирени» и «Демоне»). Художник обычно не писал этюдов на природе, за исключением маленьких шедевров, выполненных в Италии и Греции. Именно в этот период окончательно складывалась «Врубелевская философия цвета и тона» и данные этюды были опытами в творческой лаборатории живописца-алхимика, извлекающего золото из красок.
Отношение мастера к фотографии характеризует его разговор с молодым в ту пору художником С.Судейкиным. «Милый юноша, приходи ко мне учиться, ты на опасном пути. Я видел твою картину. Она кружевная, это опасно. Я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский». При взгляде на удивительно красивые по форме, выразительно написанные кущи цветов в «Сирени» или фантастические горные пейзажи-кристаллы в «Демоне» даже искушенному зрителю не приходит в голову мысль о том, что они написаны по черно-белым фотографиям. В них нет и намека на натурализм или документальность. Это и есть работа гения, подчиняющего своей высшей цели не только природу, но и фотографические снимки того времени. И в этом поразительном переосмыслении документа Врубель дал недостижимую фору всем многочисленным коммерческим любителям «писать по фотографиям».
И рисунок в творчестве мастера нередко, подобно фотографии, дает импульс воображению и вдохновению. Темп рисунка, его проникновение в многочисленные детали и подробности натуры ложится в своеобразную предметную копилку художника, и он в необходимый момент открывает ее, беря нужные нюансы формы, освещения, орнаментов, фактуры для полноты и выразительности художественного образа.


продолжение.......


Страницы творчества:     первая     вторая     третья     четвертая     пятая     шестая     седьмая




*   *   *
  «Он во всех своих произведениях был именно классичен, если понимать под этим убедительность, основательность, внушительность художественного произведения. Все, что бы ни сделал Врубель, было классически хорошо... Чувствуешь, что здесь «все на месте», что тут ничего нельзя переделать... Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал». (С.Головин)

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100