|
|
Пан, 1899
|
|
Неожиданный, но очень важный аспект взаимоотношений одного из самых ярких мастеров изобразительного искусства и художественной фотографии прошел мимо внимания всех крупнейших знатоков творчества Врубеля. Тема эта весьма своевременна именно теперь, в эпоху глобальной компьютеризации и новых сложных взаимоотношений между индивидуальностью художника и мощной индустрией визуальных технологий.
Врубель был сыном своего времени и чутко относился к новым техническим изобретениям, в том числе - и к фотографии. Художник часто использовал фотографические снимки как подсобный материал для создания своих произведений.
Врубель, пожалуй, первым в России широко использовал как подсобный материал художественные фотографии при работе над пейзажами, декоративными панно и станковыми произведениями (например, в «Пане», «Сирени» и «Демоне»).
Художник обычно не писал этюдов на природе, за исключением маленьких шедевров, выполненных в Италии и Греции. Именно в этот период окончательно складывалась «Врубелевская философия цвета и тона» и данные этюды были опытами в творческой лаборатории живописца-алхимика, извлекающего золото из красок.
Отношение мастера к фотографии характеризует его разговор с молодым в ту пору художником С.Судейкиным. «Милый юноша, приходи ко мне учиться, ты на опасном пути. Я видел твою картину. Она кружевная, это опасно. Я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский».
При взгляде на удивительно красивые по форме, выразительно написанные кущи цветов в «Сирени» или фантастические горные пейзажи-кристаллы в «Демоне» даже искушенному зрителю не приходит в голову мысль о том, что они написаны по черно-белым фотографиям. В них нет и намека на натурализм или документальность.
Это и есть работа гения, подчиняющего своей высшей цели не только природу, но и фотографические снимки того времени.
И в этом поразительном переосмыслении документа Врубель дал недостижимую фору всем многочисленным коммерческим любителям «писать по фотографиям».
И рисунок в творчестве мастера нередко, подобно фотографии, дает импульс воображению и вдохновению. Темп рисунка, его проникновение в многочисленные детали и подробности натуры ложится в своеобразную предметную копилку художника, и он в необходимый момент открывает ее, беря нужные нюансы формы, освещения, орнаментов, фактуры для полноты и выразительности художественного образа.
продолжение.......
|
Страницы творчества:
первая
вторая
третья
четвертая
пятая
шестая
седьмая
|