Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Михаил Врубель как монументалист. Церковные работы Врубеля

   
   

Пан
Пан, 1899

   
В Киеве Врубель руководил реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви. Он написал на стенах новые фигуры композиции взамен утраченных и образа для иконостаса. Художник создал фигуры ангелов, головы Христа, Моисея, композиции «Сошествие святого духа» и «Оплакивание». Работая над ними, мастер не копировал старинные образцы древнего стиля, а проникал в его дух. Сдержанная экспрессия старинных мозаик и фресок повлияла на собственные искания Врубеля. Композиция «Оплакивание» еще традиционна. В ней фигуры развернуты на плоскость и решены графическими приемами. Врубель считал, что «главный недостаток художника, возрождающего византийский стиль, заключается в том, что складки одежды, в которых византийцы проявляют столько остроумия, он заменяет простыней. Византийской живописи чуждо понятие рельефа. Вся суть в том, чтобы при помощи орнаментального расположения форм усилить плоскость стены». Врубель не любил «простыни»: он предпочитал орнаментальные ритмические построения. В «Сошествии» художник идет на компромисс с «рельефом», а в «Оплакивании» строго выдерживает плоскостной стиль. Здесь уже есть неповторимый врубелевский лиризм, скорбь в сочетании с торжественным покоем.

В начале 1890-х годов Михаил Александрович работал над панно для дома Дункера. Для произведения он выбрал тему из античной мифологии - «Суд Париса», но решил ее в ренессансном стиле. Он не всегда сопротивлялся искушениям «моды»; спешил, переписывая сделанное, ухудшая первоначальный замысел. В декоративных панно из цикла «Фауст» беглость порой заменяет филигранную технику. Монументальный дар Врубеля проявляется в его панно, эскизах, станковых картинах и акварелях для Владимирского собора. Увы, они не были осуществлены: в эпоху Врубеля оказалась утерянной культура художественных ансамблей, и не возникли условия для ее возрождения. Для нижегородской ярмарки Врубель пишет монументальные панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Композиция первого проникнута удивительной музыкальностью, а сюжет последнего был заимствован из русской былины. Именно Врубель довел до совершенного мастерства «чистяковскую систему» рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.Ю.Лермонтова. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия.


продолжение.......


Страницы творчества:     первая     вторая     третья     четвертая     пятая     шестая     седьмая




*   *   *
  "Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен - от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Иногда оставлял часть листа нетронутым. Тональные отношения были найдены так безошибочно, что белая бумага становилась органичной частью изображения. Изощренная техника позволила ему создать очередной шедевр «Жемчужная раковина». Это маленькое чудо искусства."

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100