Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Михаил Врубель в Академии Художеств

   
   

Пан
Пан, 1899

   
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Врубель усердно исполнял анатомические штудии, рисунки композиций на античные темы. В пристальном разглядывании натуры ему открывалась настоящая пещера сокровищ. Это чувствуется в акварели «Натурщица в обстановке Ренессанса». Учебная постановка ставила задачи постижения формы, цвета, фактуры. Но она стала для молодого художника священнодействием: он утопал в созерцании тяжелой парчи, матового гобелена, золотых вышивок, обнаженного тела натурщицы. Особенная пристальность видения лежит в основе врубелевского мышления. Своим становлением Врубель обязан академической школе, взрастившей его редкостное дарование. В первую очередь это было заслугой П.П.Чистякова, который учил «рисовать формой», строить линиями объемную форму в пространстве, начинать с геометрического каркаса, потом дорабатывать по нему отдельные части, прослеживая их соотношение друг с другом. На первостепенном значении рисунка П.П.Чистяков настаивал со свойственным ему пристрастием.

Рационалистический метод Чистякова оказался близок романтику Врубелю. Мастер видел в натуре не контуры и не цветовые пятна, а «формы». Он учил расчленять предмет на планы. А в живописи не отделять рисунок от цвета, каждым мазком краски фиксировать определенный план формы. Глаз Михаила Врубеля безошибочно улавливал плоскости, на которые членится форма. Для него «гранение» формы оказалось чем-то большим, чем начальная стадия работы, он стремился сохранить ее и в законченном произведении. Поэтому предметы на его картинах напоминают кристаллы.
Врубель чеканил и огранивал поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших ее изгибов. В акварели «Натурщица в обстановке Ренессанса» сформировался его художественный почерк, придающий произведениям мастера пластичность. В ее основе лежало наблюдение природных форм и метод их анализа. Врубель превратил со временем «кристаллизацию» в орнаментальное средство преображения природы. Весной 1881 года художник едет в Киев, где и начинается его творческая жизнь. В Киеве Врубель руководил реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви. Он написал на стенах новые фигуры композиции взамен утраченных и образа для иконостаса. Художник создал фигуры ангелов, головы Христа, Моисея, композиции «Сошествие святого духа» и «Оплакивание». Работая над ними, мастер не копировал старинные образцы древнего стиля, а проникал в его дух. Сдержанная экспрессия старинных мозаик и фресок повлияла на собственные искания Врубеля.


продолжение.......


Страницы творчества:     первая     вторая     третья     четвертая     пятая     шестая     седьмая




*   *   *
  "Изумительная обрисованность, кристаллообразность его техники... Какой другой художник, совершенно отвергая помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами?» «У Врубеля, прежде всего, поражает совершенно особенное понимание формы предметов поверхности, их ограничивающие, изобилуя резкими изломами, образуют дробное сочетание сходящихся под двугранными углами плоскостей; их контуры представляют собой ломаные линии, прямые или близкие к прямым, и весь воспроизводимый образ носит странное сходство с грудой сросшихся друг с другом кристаллов».

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100