Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Михаил Врубель в Академии Художеств

   
   

Пан
Пан, 1899

   
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Врубель усердно исполнял анатомические штудии, рисунки композиций на античные темы. В пристальном разглядывании натуры ему открывалась настоящая пещера сокровищ. Это чувствуется в акварели «Натурщица в обстановке Ренессанса». Учебная постановка ставила задачи постижения формы, цвета, фактуры. Но она стала для молодого художника священнодействием: он утопал в созерцании тяжелой парчи, матового гобелена, золотых вышивок, обнаженного тела натурщицы. Особенная пристальность видения лежит в основе врубелевского мышления. Своим становлением Врубель обязан академической школе, взрастившей его редкостное дарование. В первую очередь это было заслугой П.П.Чистякова, который учил «рисовать формой», строить линиями объемную форму в пространстве, начинать с геометрического каркаса, потом дорабатывать по нему отдельные части, прослеживая их соотношение друг с другом. На первостепенном значении рисунка П.П.Чистяков настаивал со свойственным ему пристрастием.

Рационалистический метод Чистякова оказался близок романтику Врубелю. Мастер видел в натуре не контуры и не цветовые пятна, а «формы». Он учил расчленять предмет на планы. А в живописи не отделять рисунок от цвета, каждым мазком краски фиксировать определенный план формы. Глаз Михаила Врубеля безошибочно улавливал плоскости, на которые членится форма. Для него «гранение» формы оказалось чем-то большим, чем начальная стадия работы, он стремился сохранить ее и в законченном произведении. Поэтому предметы на его картинах напоминают кристаллы.
Врубель чеканил и огранивал поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших ее изгибов. В акварели «Натурщица в обстановке Ренессанса» сформировался его художественный почерк, придающий произведениям мастера пластичность. В ее основе лежало наблюдение природных форм и метод их анализа. Врубель превратил со временем «кристаллизацию» в орнаментальное средство преображения природы. Весной 1881 года художник едет в Киев, где и начинается его творческая жизнь. В Киеве Врубель руководил реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви. Он написал на стенах новые фигуры композиции взамен утраченных и образа для иконостаса. Художник создал фигуры ангелов, головы Христа, Моисея, композиции «Сошествие святого духа» и «Оплакивание». Работая над ними, мастер не копировал старинные образцы древнего стиля, а проникал в его дух. Сдержанная экспрессия старинных мозаик и фресок повлияла на собственные искания Врубеля.


продолжение.......


Страницы творчества:     первая     вторая     третья     четвертая     пятая     шестая     седьмая




*   *   *

   Благодарим спонсоров нашего сайта:

   » 

  "Белокурый, почти белый блондин, молодой, с очень характерной головой, маленькие усики тоже почти белые. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет... вот это-то в то время и могло меня более всего поразить... весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Так в Киеве никто не одевался, и это-то и произвело на меня должное впечатление. В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана, но это я узнал много лет спустя, когда был в Венеции. Теперь же на фоне кирилловских холмов и колоссального купола синевы киевского неба появление этой контрастной, с светлыми волосами, одетой в черный бархат фигуры было более чем непонятным анахронизмом."

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100