|
|
Пан, 1899
|
|
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Врубель усердно исполнял анатомические штудии, рисунки композиций на античные темы. В пристальном разглядывании натуры ему открывалась настоящая пещера сокровищ. Это чувствуется в акварели «Натурщица в обстановке Ренессанса». Учебная постановка ставила задачи постижения формы, цвета, фактуры.
Но она стала для молодого художника священнодействием: он утопал в созерцании тяжелой парчи, матового гобелена, золотых вышивок, обнаженного тела натурщицы. Особенная пристальность видения лежит в основе врубелевского мышления. Своим становлением Врубель обязан академической школе, взрастившей его редкостное дарование. В первую очередь это было заслугой П.П.Чистякова, который учил «рисовать формой», строить линиями объемную форму в пространстве, начинать с геометрического каркаса, потом дорабатывать по нему отдельные части, прослеживая их соотношение друг с другом.
На первостепенном значении рисунка П.П.Чистяков настаивал со свойственным ему пристрастием.
Рационалистический метод Чистякова оказался близок романтику Врубелю. Мастер видел в натуре не контуры и не цветовые пятна, а «формы». Он учил расчленять предмет на планы. А в живописи не отделять рисунок от цвета, каждым мазком краски фиксировать определенный план формы. Глаз Михаила Врубеля безошибочно улавливал плоскости, на которые членится форма. Для него «гранение» формы оказалось чем-то большим, чем начальная стадия работы, он стремился сохранить ее и в законченном произведении.
Поэтому предметы на его картинах напоминают кристаллы.
Врубель чеканил и огранивал поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших ее изгибов. В акварели «Натурщица в обстановке Ренессанса» сформировался его художественный почерк, придающий произведениям мастера пластичность. В ее основе лежало наблюдение природных форм и метод их анализа. Врубель превратил со временем «кристаллизацию» в орнаментальное средство преображения природы. Весной 1881 года художник едет в Киев, где и начинается его творческая жизнь.
В Киеве Врубель руководил реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви. Он написал на стенах новые фигуры композиции взамен утраченных и образа для иконостаса. Художник создал фигуры ангелов, головы Христа, Моисея, композиции «Сошествие святого духа» и «Оплакивание».
Работая над ними, мастер не копировал старинные образцы древнего стиля, а проникал в его дух. Сдержанная экспрессия старинных мозаик и фресок повлияла на собственные искания Врубеля.
продолжение.......
|
Страницы творчества:
первая
вторая
третья
четвертая
пятая
шестая
седьмая
|