Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Michael Vrubel. Галерея картин. Живопись

Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие - и потом изнеможение, срыв. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла», им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью; представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле,- это ли не материал для трагической легенды! Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит - нужно признать - к вершинам творчества Врубеля. Он страшно эффектен, конечно, и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С.Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными, тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Они затопляют его, еще немного - и закроют совсем, останется голубая гладь, довременное водное пространство, в котором отразятся горы. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск. Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый - все излюбленные цвета Врубеля - образуют здесь феерическое зрелище. Только что написанное полотно выглядело не так, как сейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор, искрились и мерцали перья поломанных крыл, похожие на павлиньи. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок - он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным - ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем - «здесь человек сгорел».

  
  

» Картины, часть 1
» Картины, часть 2
» Картины, часть 3
» Картины, часть 4
» Картины, часть 5
   

серафим

Шестикрылый серафим (Азраил). 1904
демон

Голова Демона на фоне гор. 1890
воскресение

Воскресение. 1887
врубель

Автопортрет с раковиной. 1905
Блюдо Садко

Блюдо Садко, 1899-1900



Порто-Фино

Порто-Фино. Италия, 1894



Город Леденец

Город Леденец, 1900. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова Сказка о царе Салтане
Весна

Весна, 1899-1900



натурщица

Натурщица в обстановке Ренессанса. 1883
врубель

Автопортрет. 1904-1905
ирис

Белый ирис. 1886-1887
кармен

Портрет Т.С.Любатович в роли Кармен. 1890-е
сын

Портрет сына художника. 1902
тени

Тени лагун. 1905
утро

Утро. 1897
жена

После концерта. Портрет Н.И.Забелы-Врубель у камина в туалете, исполненном по замыслу художника. 1905
Пряничный домик

Пряничный домик, 1896. Эскиз декорации к опере Э.Гумпердинка Гензель и Гретель
Фауст и Мефистофель

Полет Фауста и Мефистофеля, 1896


Принцесса

Принцесса Грёза, 1896. Эскиз декоративного панно


Натюрморт

Натюрморт. Цветы, пресс-папье и другие предметы, 1885

сказка

Восточная сказка. 1886
розы и лилии

Розы и лилии. 1894
розы

Желтые розы. 1894
ромео и джульетта

Ромео и Джульетта. 1895-1896
Майолика

Микула Селянинович и Вольга, 1898-1899. Майолика
Слобода

Александровская слобода, 1899
Блюдо

Садко, 1899. Эскиз майоликового блюда
Садко

Садко, 1899. Вариант эскиза майоликового блюда
пророк

Пророк. 1898
статуя

Весна. 1899 - начало 1900-х
сирень

Сирень. 1900
man

Портрет мужчины в старинном костюме (И.Н.Терещенко). 1886


Картины, часть четвертая »



*   *   *
  "Изображения цветов, листьев, редко - букетов, чаще всего - одного цветка: красная азалия, розовая азалия, белая азалия, орхидея, красная роза, ирис... Они ослепительны, как самоцветы, лучезарны, мажорны; в одном-единственном цветочном венчике - целая гамма красочных переливов. Музыка красок всегда при этом обусловлена изысканной структурой цветка, которую художник внимательно передает, следуя своему приему расчленения на планы. Малейший изгиб лепестка приобретает под его кистью чеканность, каждый цветочек словно возведен в перл создания. Как говорил о Врубеле художник А.Головин, «есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал».

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100