Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Монография о Врубеле. Портреты Врубеля

   
   

демон
Демон, 1890

   
   

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четверт
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая
» Девятая
» Десятая
» Одиннад
» Двенадц
» Тринадц
» Четырнад
» Пятнадц
» Шестнад
» Семнадц
» Восемна
» Девятнад
» Двадцат
» Дв.первая
» Дв.вторая
» Дв.третья
» Дв.четверт
» Дв.пятая
» Дв.шестая
» Дв.седьма
» Дв.восьма
» Дв.девять
» Тридцать
» Тр.первая
» Тр.вторая
» Тр.третья
» Тр.четвер
» Тр.пятая
» Тр.шестая
» Тр.седьмая

   
  
Но Врубель действительно никогда не подходил так «близко к людям», своим современникам, как Чехов. Он предпочитал видеть их через призму «великих теней». У него сравнительно немного портретов, хотя он был зорким физиономистом, не хуже, например, Серова; портретное сходство давалось ему шутя, и он с замечательной остротой выражал индивидуальное. Но есть в его портретах особая черта - склонность приподнимать тех, кого он пишет, над обыденностью, приобщать к миру своих титанов или сказочных героев.
Портретный жанр как летопись нравов, типов и характеров был Врубелю чужд. Он избегал писать портреты по заказу, тем более лиц, которые его не интересовали. Из писем отца художника известно, что отец хотел устроить для него выгодный заказ - написать портреты общественных деятелей для харьковской городской думы. Это было еще в 1885 году, когда молодой художник сильно нуждался, тем не менее он, видимо, отнесся к предложению без всякого энтузиазма и заказа так и не принял. Он не принадлежал к портретистам объективным, которые во всяком лице находят интересное и способны погружаться во внутренний мир модели, каков бы - он ни был, раскрывая его своеобразие. Таким портретистом был В.А.Серов, оставивший замечательную портретную галерею современников - людей самых разнообразных характеров, профессий и социальных уровней. Для каждого портрета Серов находил соответствующую композицию, обстановку, позу и жест, почти никогда не повторяясь. Если он писал светскую даму красавицу Генриетту Гиршман, он входил в ее мир и на портрете, как в жизни, окружал ее атмосферой некрикливой роскоши, изысканности. Когда писал Ермолову, то выдерживал портрет в благородно простом до аскетизма стиле, характерном для великой артистки. Портрет девочки с персиками (Веры Мамонтовой) дышит светом и свежестью, как она сама. Портрет Гиршмана ироничен. Портрет Орловой вычурно пышен и холоден. Детские портреты нежны и хрупки. Серов бесконечно варьировал свои художественные приемы, всякий раз исходя из объективной сущности человека, которого изображал.

Врубель, напротив, погружал модель в мир своих собственных идей и образов. Далеко не всякая модель для этого годилась. Если она в мир Врубеля «не входила», ему трудно было пересиливать себя. Работая над портретом Н.И.Мамонтова, Врубель, который сам вызывался его писать, после нескольких сеансов позирования с обезоруживающей откровенностью признался: «Надоел мне ваш портрет»,- и портрет так и не был закончен.
У Врубеля много быстрых портретных зарисовок, набросков карандашом, акварелью; любопытно, что некоторые «без лица», то есть лицо не дорисовано, намечен только общий абрис головы, хотя и по абрису узнавался оригинал. Большей частью это означало, что художника в данном случае интересовало не лицо, а что-то другое. Об одном таком случае рассказал Н.А.Прахов. «Как-то раз зашел он к художнику В.Д.Замирайло, застал обеих его сестер за работой и обратил внимание на то, как блестит во время движения никелированное маховое колесо ручной швейной машины. Сейчас же стал зарисовывать фигуру женщины со спины, едва ее наметив контуром, и все свое внимание обратил на это маховое колесо. Показывая нам свой рисунок, Михаил Александрович так объяснил его происхождение: - Какая такая Ольга, я хорошо знал: лицо ее меня не интересовало, а вот как блестит во время движения никелированное колесо - это заметил в первый раз и захотел карандашом передать переменчивость его блеска». Зато в тех случаях, когда Врубеля заинтересовывало именно лицо, его тянуло подвергнуть этого человека переодеванию, превращению - представить его не в обычной обстановке и одежде, а превратить в какую-нибудь легендарную или воображаемую личность. Так он превратил дочку киевского владельца ссудной кассы в восточную принцессу среди ковров, а киевского сахарозаводчика и мецената И.Н.Терещенко - в Ивана Грозного (мужской портрет в боярской одежде, написанный акварелью на обороте «Восточной сказки»). Сын Саввы Мамонтова В. Мамонтов стал Азаматом в иллюстрациях к «Герою нашего времени», а дочь - Вера Мамонтова - Тамарой в иллюстрациях к «Демону». Чаще всего им не приходилось позировать - Врубелю ничего не стоило воспроизводить сходство по памяти. Некоторые лица становились постоянными спутниками его замыслов, героями его картин. Облик Э.Л.Праховой - богоматери проходит через все религиозные композиции киевского периода, где приближаясь, где удаляясь от прямой портретности. Н.М.Тарабукин считал, что и киевский Демон был похож на Прахову. Другие находили в нем автопортретность. Н.А.Прахов указывал на сходство Демона в иллюстрациях к Лермонтову с В.С.Мамонтовым. По-видимому, лик Демона был вымышленным и собирательным: то одно, то другое лицо, включая облик самого художника, в нем более или менее явственно сквозило, но, конечно, Демон не был никем из них; он был - Демоном. Так же как Царевна-Лебедь - Царевной-Лебедью.

После смерти Врубеля С.И.Мамонтов писал в некрологе: «Врубель благоговел перед женщинами, и всегда одна из них гостила в его сердце. Во всех изображенных им в известный период жизни женских фигурах сквозят черты той, которой он увлекался в тот момент». Если это и так, то с 1896 года господствует одна фигура, одно лицо, которое с тех пор в сердце художника царило безраздельно,- лицо его жены Надежды Ивановны Забелы. В ней он видел Морскую Царевну, Маргариту, Музу, Снегурочку, Весну; везде мы встречаем этот удлиненный овал, большие ласково-томные глаза, «зазывно-недоуменную» (по выражению Гнесина) легкую улыбку, тонкую фигуру, длинные руки. Сестра Надежды Ивановны Е.И.Ге писала: «В наружности сестры не было ничего классического и правильного, и я слышала отзыв, что Врубель выдумал красоту сестры и осуществил в портретах, хотя, по-моему, он часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему».

Врубель писал не только «портреты-фантазии» жены, но и портреты ее с натуры - портреты Забелы, а не героини сказок. Лучший из них - портрет маслом 1898 года, в платье ампир с широким поясом, в перчатках и с лорнетом в руках. Это едва ли не единственный у Врубеля «пленэрный» портрет - написанный на открытом воздухе, светом и воздухом напоенный. Единственный случай, когда можно говорить о некотором сходстве с приемами импрессионистов, с портретами Эдуарда Мане, и то лишь условно: Врубель и здесь верен «кристаллической» форме, но она становится воздушной, прозрачной. Стоит присмотреться, как написано платье и шляпа,- какие-то неимоверно сложные скопления кристаллов света. А в целом - впечатление ясности и отрады: бледно-сиреневые и нежно-зеленые тона напоминают о фиалках в весенней зелени, улыбка и взор исполнены тонкого очарования.
Сохранилось довольно много фотографий артистки; среди них есть фотография в роли Снегурочки, с локонами, распущенными по плечам. Здесь у нее как раз такое выражение лица, какое, видимо, особенно нравилось Врубелю, и его он запечатлел в портрете в платье ампир,- глаза как бы не разбуженные для жизни, дремотная томная полуулыбка. Сравнивая врубелевские портреты жены с ее фотографическими портретами, можно догадаться, что имела в виду Е.И.Ге, говоря, что он преувеличивал «недостатки» ее наружности. Он преувеличивал удлиненность овала лица, тяжелость подбородка, делал лицо более узким, а глаза расширенными; чуть-чуть изменяя пропорции, иногда придавал ясному облику своей жены нечто сближающее его с типом лица Демона. На фотографиях Забела моложе, проще и миловиднее; на картинах Врубеля - загадочнее.


продолжение.....



*   *   *

   Благодарим спонсоров нашего сайта:

   »  Дискавери Ленд Ровер на сайте www.landroveryasenevo.ru официального дилера РОЛЬФ Ясенево.

  "В его рисунках, даже беглых и набросочных, никогда нет вялой приблизительности: рисовальная техника Врубеля отточена, как острый стилет. Чаще всего он передает форму сетью прерывистых штрихов, ломких, пересекающихся. Из их паутины возникают орнаментальные эффекты, рисунок может напомнить прихотливые узоры ледяных игл. Если же присмотримся внимательно, увидим, что ни один штрих не положен случайно или только «для красоты» - он обрисовывает план формы, характеризует фактуру. Помятые куртки и пиджаки на мужских портретах - что может быть прозаичнее? - а, оказывается, расположение складок с чередованием теней и света обладает сложным ритмом, обнаруженным посредством рисунка. Или вот сплошная пелена снега, оживляемая только узкой проталинкой и чернеющими вдали голыми ветками. Как передать графически этот простой мотив, казалось бы, небогатый оттенками? На рисунке, если глядеть вблизи, видны прихотливые комбинации отрывистых прямых черточек без единой кривой или круглящейся линии - почти фантастический узор. Но на расстоянии штрихи скрадываются, и перед нами не плоское белое пространство, а явственно ощутимая фактура снега, рыхлого, местами подтаявшего."

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100