Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Михаил Врубель. Небольшое исследование и анализ творчества.

   
   

Царевна-лебедь
Царевна-Лебедь,
1900

   
   

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая

   
  
Наследие Михаила Врубеля давно уже стало драгоценным достоянием русской культуры. Однако немного найдется художников, творчество которых рождало бы столь противоположные, а на первый взгляд — взаимно исключающие оценки. Его называли великим исследователем и аналитиком предметной формы, — и визионером, творцом искусства, близкого по природе к ночным сновидениям. Ценили в нем приверженца освобождения живописи от подражания методам литературы — и за то, что он "проявляет жадность к полноте рассказа". За его индивидуализм — с одной стороны, а с другой — за совершенное выражение мироощущения эпохи, создание большого декоративного стиля времени (русского модерна). За приравнивание произведения искусства к обиходной вещи — и за отношение к искусству как к духовной силе, преобразующей мир. Врубеля поднимали на щит, как великого борца со всей мировой пошлостью — и отворачивались от него, как от проводника салонности и банальности. Все эти подлинные или мнимые противоречия действительно содержатся в искусстве Врубеля. Их можно множить, но возникновение их нельзя объяснить вне мировоззрения, философии, эстетики, социального и художественного контекста эпохи. Не менее важным оказывается индивидуальное мировоззрение художника, концентрирующее в себе дух времени.
Творчество Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. И дело не только в том, что он говорит о себе во множестве автопортретов и изображений, носящих автопортретный характер. Едва ли не любая его композиция и даже портрет — выражение "громадного личного мира художника", по словам Александра Блока. Тем не менее, эти работы полнее раскрывают сущность "рубежа веков" — эпохи, овеянной сознанием кризиса, пронизанной предчувствиями конца света, — чем произведения любого бытописателя. "Кто такой писатель? Тот, чья жизнь — символ. Я свято верю в то, что мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило человечество", — полагал другой выразитель духа времени, Томас Манн. Его высказывание смело можно отнести и к Врубелю. В представлении эпохи символизма Врубель становится олицетворением поэта-пророка, тайновидца, а жизнь его — воплощенным символом, ознаменованием, живым подобием легенды о Фаусте. В XX веке она приобретает особенную актуальность, содержанием ее стал вопрос о возможностях и последствиях сделки художника со злом ("Доктор Фаустус" Томаса Манна). Факт создания легенды о Врубеле означает прежде всего насущную потребность эпохи в освобождении от позитивизма с его плоской правдой, прозой, приземленной пользой, рационализмом. На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое по сути искусство Врубеля.
Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля "печать безумия и рока" (Блок) — одержимость образом Демона. Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Но расплата неизбежна — его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Правдоподобию легенды в немалой степени способствовал бред вины и раскаяния, мучившие больного Врубеля в последние годы.
"Верится, что Князь Мира позировал ему. — Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма", — свои нити в пеструю ткань легенды вплетает Александр Бенуа, наблюдавший затем, как лихорадочно Врубель переписывал "Демона поверженного", уже висевшего в выставочном зале, открытом для зрителей.
Большая часть произведений Врубеля хранится в Третьяковской галерее. Значительные коллекции его работ находятся в Русском музее Санкт-Петербурга и Киевском музее русского искусства. Третьяковское собрание отличается особенно высоким художественным уровнем и полнотой. Творчество Врубеля представлено здесь во всем характерном для него универсализме. Оно включает живопись, графику, скульптуру, мелкую пластику, декоративно-прикладное искусство. Гордостью галереи являются два шедевра врубелевской "демонианы" — "Демон (сидящий)" и "Демон поверженный". Здесь находятся и картины на темы русской сказки и народного эпоса — "Пан", "Царевна-Лебедь", "К ночи"; такие прославленные картины, как "Гадалка", "Пророк", "Сирень", декоративные панно, среди которых выделяется "Принцесса Греза", портреты, иллюстрации к произведениям Михаила Лермонтова, акварели, рисунки, майолики.
Лучше всего представлен московский период (1889—1904) — время расцвета творчества Врубеля, но собраны также произведения ученические (1880-1884), работы киевского периода (1884-1889) и самые поздние, исполненные во время болезни (1902—1906). Становление эстетических взглядов Врубеля определяется тем идейным кризисом, который переживало поколение художников, выступивших в середине 1880-х годов. К этому поколению принадлежали Исаак Левитан, Константин Коровин, Валентин Серов, Михаил Нестеров. Разочарование в народничестве, позитивизме, материализме вело к усложнению представлений о задачах искусства.
После длительного периода аскетического самоотречения передвижников во имя служения народу художники вновь испытывают восторг перед красотой мира, удивление перед неисчерпаемостью его тайн. Ими овладевает сознание самоценности и таинственной глубины жизни и, в особенности, жизни человеческого духа, вера в самоцельность искусства, в его призванность "красотой спасти мир". Как некое откровение приходит понимание того, что форма в искусстве является носителем содержания. Начинаются поиски новых форм, способных выразить новое мироощущение.
Перелом в эстетических взглядах Врубеля находит наглядное выражение в "измене" Илье Репину, одному из самых прежде любимых учителей, мощному и яркому выразителю идей передвижничества, и предпочтении ему скромного академического преподавателя Павла Чистякова. Именно он, по выражению Врубеля, умеет приобщить "к тайнам искусства самодовлеющего, искусства избранных". Заурядный художник, Чистяков был несравненным учителем, в совершенстве владеющим секретами ремесла, законами передачи объема и пространства из плоскости. Академические годы — это преимущественно аналитический период творчества Врубеля, время углубленного, беззаветного, фанатического исследования натуры как формы. Молодой художник, по его словам, всей душой предан объединяющему чистяковцев "культу глубокой натуры". Он "жадно всматривается в ее бесконечные изгибы", с любовью "утопает в созерцании тонкости, разнообразия и гармонии", находит "целый мир гармонирующих чудных деталей", рисуя по 12—14 часов в день. Эта суровая школа воспитывает твердую руку, поразительную зрительную память, безукоризненное знание анатомии, от которого художник охотно отступает в последующие годы во имя экспрессии формы.
Не довольствуясь копированием натуры, художник ищет "призму", с помощью которой он превратился в художественную форму. Его ранние графические композиции обнаруживают влияние идеализирующего академизма, воспринятого через высокие образцы — искусство Рафаэля.


Исследования, 2


Страницы творчества:     первая     вторая     третья     четвертая     пятая     шестая     седьмая




*   *   *

   Благодарим спонсоров нашего сайта:

   » 

  "Изумительная обрисованность, кристаллообразность его техники... Какой другой художник, совершенно отвергая помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами?» «У Врубеля, прежде всего, поражает совершенно особенное понимание формы предметов поверхности, их ограничивающие, изобилуя резкими изломами, образуют дробное сочетание сходящихся под двугранными углами плоскостей; их контуры представляют собой ломаные линии, прямые или близкие к прямым, и весь воспроизводимый образ носит странное сходство с грудой сросшихся друг с другом кристаллов».

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100