Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Михаил Врубель. Небольшое исследование и анализ творчества. Часть шестая

   
   

Царевна-лебедь
Царевна-Лебедь,
1900

   
   

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая

   
  
Сюжет первого панно "Принцесса Греза" был навеян одноименной пьесой современного французского драматурга Эдмона Ростана. Она была написана в 1895 году, а в 1896 вышла отдельным изданием в России в стихотворном переводе Татьяны Щепкиной-Куперник и была поставлена в Петербурге Литературно-Художественным кружком. Врубель в это время находился в Петербурге и мог видеть этот спектакль. В таком случае источником и этого произведения были не столько литературные, сколько театральные впечатления.
В пьесе Ростана, сочиненной по мотивам средневековой легенды, принц и трубадур Жофруа Рюдель, очарованный рассказами пилигримов об антиохийской принцессе Мелисинде, заочно влюбился в нее и стал мечтать о встрече. Предчувствуя свой близкий конец, он решил пуститься в далекий путь за море, "не в силах умереть, не увидав хотя на миг ее".
В центре панно изображен умирающий на корабле принц. Силой искусства он воссоздает романтическую мечту — образ прекрасной и недостижимой принцессы. Легкая и прозрачная, она словно бы материализуется из розовых закатных облаков и нежно склоняется над принцем. Это, по мысли Врубеля, воплощение недостижимой мечты художника о прекрасном.
Трудно судить о первоначальном облике этого панно, Врубель не успел закончить его к выставке, и над завершением "Принцессы Грезы" трудились его друзья Василий Поленов и Константин Коровин, смягчая его живописно-пластическую странность, раздражавшую зрителей и критику. Холст впоследствии был куплен Саввой Мамонтовым, от него перешел к Зимину, долго хранился в фондах Большого театра. Со временем значительная часть живописи была утрачена. Лишь недавно она была восстановлена бригадой реставраторов Третьяковской галереи во главе с Алексеем Ковалевым. В первозданном виде сохранилась лишь композиция, построенная на сложном равновесии, музыкальной гармонии ритмов. Панно уподоблено старинной фреске. Все формы обобщены и стилизованы, краски словно поблекли от времени, а причудливый орнамент линий акцентирует плоскость стены. Врубель обильно украшает им одежды, ковер, ниспадающий с палубы, очертания фигур, снасти корабля. "Принцесса Греза" была воплощением художественного кредо Врубеля — кредо символизма, с его преклонением перед прекрасным, склонностью к мифу, любовью к магии орнамента. Врубель отдает в нем дань своей любви к Западу. В панно "Микула Селянинович", обращаясь к народному эпосу, он соревнуется с Виктором Васнецовым, прославляет "силу земли русской". К сожалению, этот лучший, насколько можно судить по фотографиям, из всех монументально-декоративных опытов художника не сохранился.
Конец 1890 — начало 1900 годов - период расцвета портрета в творчестве Врубеля. Этот жанр интересует художника с первых его самостоятельных шагов в искусстве. В технике акварели в ранние годы он пишет и рисует своих родных и друзей. Первый его живописный портрет изображает Петра Кончаловского (1891), издателя, заказавшего Врубелю иллюстрации к юбилейному собранию сочинений Лермонтова и имевшего смелость защитить их от нападок соиздателей. Эта не самая совершенная работа Врубеля открывает серию портретов, между которыми есть определенная общность. Можно утверждать, что они лежат в русле портретной концепции рубежа веков с ее повышенным интересом к духовной жизни. Их особое место определяется тем, что художник не прибегает к психологическому анализу для выявления неповторимости внутреннего мира модели.
Без малейших затруднений передавая внешнее сходство, он переносит в портретный образ тревогу собственного духа. Модель выхватывается из будней существования экспрессивностью врубелевской манеры и всегда словно поставлена в экстремальную ситуацию, — так позже поступают со своими героями экзистенциалисты, чтобы перед лицом рока, смерти раскрыть в человеке его сокровенную сущность.
Самый традиционный из портретов Врубеля — "Портрет Константина Дмитриевича Ар-цыбушева", инженера-технолога, одного из директоров правления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, друга и родственника Саввы Мамонтова. Врубель в 1896 году жил в доме Арцыбушева на Садовой у Ильи Пророка, здесь и был написан портрет. Он жизненно достоверен. Арцыбушев изображен, по утверждению Николая Адриановича Прахова, хорошо его знавшего, в характерной для него позе размышляющего за письменным столом человека. Художник не прибегает здесь к деформации натуры, обычно служившей выявлению жизни человеческого духа, как это будет в портрете Саввы Мамонтова. И все-таки экспрессивность врубелевской манеры и здесь привносит в портрет нотки экзистенциальной тревоги, приобщая обыкновенного московского интеллигента, погруженного в раздумье, к ряду любимых образов (Демон, Пророк, Фауст). Изображая Марию Ивановну Арцыбушеву почти одновременно с ее мужем, Врубель создает репрезентативный портрет. Чопорная и бесплотная дама в строгом черном платье, оживленном лишь блеском золотой цепочки, почти распластана на прямой спинке кресла, параллельной плоскости холста. Лицо хранит замкнутое и нейтральное выражение. Врубелю все же удается проникнуть сквозь эту светскую маску. Он чутко улавливает нервную одухотворенность модели, трепетную хрупкость ее внутреннего мира. Глаза дамы кажутся заплаканными, лицо — побледневшим от неведомых переживаний.
За официальным холодом угадывается сложная духовная жизнь. Врубель — символист, с его любовью к таинственному и непостижимому, наделяет свою модель некоей загадкой. Живопись портрета декоративно-изысканна. Ее тонкая многоцветность проступает через общую коричневую тональность.
"Портрет Саввы Ивановича Мамонтова" является вершиной и совершенным выражением врубелевской концепции этого жанра. На материале портрета словно апробируется демоническая тема титанического величия и трагизма духа. В облике и окружении московского Медичи есть черты представительности и даже парадности — в величавой импозантности позы, смягченной артистической небрежностью, в щегольском костюме, сверкающих лаком туфлях, в блеске красного дерева и благородстве узоров ковра. Но трагическая смятенность кисти художника ломает парадную схему портрета. Краски и формы смещены, контрасты света и тона сгущены и драматизированы. По стенам бегут черные тени, ярко вспыхивает пластрон манишки, оживает и обнаруживает свой траурный характер скульптура за спиной Мамонтова. Величественная фигура человека судорожно приподнимается в кресле. Лицо искажает конвульсия.
Этот экспрессивно-драматический эффект во многом обусловлен соединением в портрете законченных, смело и красиво написанных деталей и едва подмалеванных мест. Пластрон манишки - это незакрашенный грунтованный холст. Голова словно высечена немногими крупными плоскостями. Ударом кисти намечен глаз.


Исследования, 7


Страницы творчества:     первая     вторая     третья     четвертая     пятая     шестая     седьмая




*   *   *

   Благодарим спонсоров нашего сайта:

   » 

  "Он вообще не берег своих произведений - начинал, не оканчивал, разбрасывал где попало, кому попало дарил, переписывал, уничтожал. Вероятно, очень значительная доля всего им сделанного или начатого пропала по вине самого художника, если тут можно говорить о вине. Многие свидетели вспоминали, как им случалось, придя в мастерскую Врубеля, обнаруживать исчезновение только вчера виденной картины, - оказывается, на том же холсте уже написана другая. Вчера был «Христос в Гефсиманском саду», сегодня поверх него написана цирковая наездница. Потом и наездницы не стало. Знаменитый «Пан» (это уже позже) написан поверх соскобленного портрета жены, а «Гадалка» - на неоконченном портрете Н.И.Мамонтова."

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100