Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Михаил Врубель. Подборка рисунков карандашом

Самыми замечательными среди рисунков, сделанных Врубелем в больнице, являются несколько портретов - доктора Усольцева и членов его семьи. Карандашный портрет Усольцева по красоте и твердости техники и по выразительности психологической стоит на уровне лучших портретных работ Врубеля. Он сделан вдохновенно. Тонкое худощавое лицо с шапкой курчавых волос, проницательные, в упор глядящие глаза - в них светится гипнотическая сила.
Портрет студента - младшего брата Усольцева,- сделанный черной акварелью и карандашом, так осязательно передает форму и характер молодого лица, продолговатого, с тяжелым подбородком, узким разрезом глаз и юношеской припухлостью щек и губ, что нам кажется, будто мы видели и знали этого человека в жизни. Кажется, что слышали его солидный, но еще ломающийся басок; представляется, что он высокого роста, слегка сутулится при ходьбе. По лицу в воображении естественно дорисовываются и фигура, и характер, и манеры.
Безупречная лепка обоих портретов достигнута все той же системой угловатых разнонаправленных штрихов, которые, при всей прихотливости арабеска, чеканно моделируют форму в ее выпуклостях и углублениях, тенях и бликах.
Эти мужские характеры переданы мужественной, волевой манерой рисунка. В отличие от них, портрет жены доктора В.А.Усольцевой - сама женственность, и сделан в несколько иной манере, легчайшими деликатными касаниями карандаша, без сильных темных акцентов, но с тонкой проработкой нежного лица волос, воздушной ткани кофточки, на фоне красиво изгибающегося растительного орнамента. Тот же самый орнамент образует фон одновременного портрета Н.И.Забелы, оставшегося неоконченным,- по-видимому, это просто рисунок обоев в одной из комнат дома Усольцева. Врубель и обыкновенные обои умел претворить в поэму.

  
  

» Первая часть
» Вторая часть
   

азалия

Белая азалия без стебля. 1886-1887
бегония

Лист бегонии. 1886-1887
врач

Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы). 1903-1904
танец тамары

Танец Тамары. 1890-1891
гондола

Две гондолы на причале. Вид из окна мастерской М.А.Врубеля в Венеции. 1885
дуэль

Дуэль Печорина с Грушницким. 1890-1891
врубель

Автопортрет. 1885
азалия

Белая азалия с листьями. 1886-1887
jesus

Надгробный плач. 1887
bed

Кровать. Из цикла Бессоница, 1904-1905
dress

Платье. 1900-е
всадник

Скачущий всадник (Несется конь быстрее лани...). 1890-1891
Моцарт и Сальери

Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача, 1884


Пленные печенеги

Пленные печенеги, 1896. Эскиз костюма к опере А.Н.Серова 'Рогнеда'

Герман и Елецкий

Герман и Елецкий, 1901. Эскиз костюмов к опере П.И.Чайковского 'Пиковая дама'
Обручение

Обручение Марии с Иосифом, 1881


пейзаж

Дворик зимой. 1903-1904
голова

Тамара в гробу. 1890-1891
кисть

Левая рука художника. 1882-1883
шахматы

Обдумывает ход (игра в шахматы). 1903-1904
статуя

Голова Демона. 1890
голова

Голова Демона
голова демона

Голова Демона, 1890-1891
демон

Голова Демона. 1890-1891
портрет

Автопортрет, 1905
доктор

Портрет доктора Ф.А.Усольцева. 1904
роза

Роза в стакане. 1904
мамонтов

Портрет В.С.Мамонтова. 1890-1891


Рисунки художника, часть вторая »



*   *   *
  "Изумительная обрисованность, кристаллообразность его техники... Какой другой художник, совершенно отвергая помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами?» «У Врубеля, прежде всего, поражает совершенно особенное понимание формы предметов поверхности, их ограничивающие, изобилуя резкими изломами, образуют дробное сочетание сходящихся под двугранными углами плоскостей; их контуры представляют собой ломаные линии, прямые или близкие к прямым, и весь воспроизводимый образ носит странное сходство с грудой сросшихся друг с другом кристаллов».

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100