Самыми замечательными среди рисунков, сделанных Врубелем в больнице, являются несколько портретов - доктора Усольцева и членов его семьи.
Карандашный портрет Усольцева по красоте и твердости техники и по выразительности психологической стоит на уровне лучших портретных работ Врубеля. Он сделан вдохновенно. Тонкое худощавое лицо с шапкой курчавых волос, проницательные, в упор глядящие глаза - в них светится гипнотическая сила.
Портрет студента - младшего брата Усольцева,- сделанный черной акварелью и карандашом, так осязательно передает форму и характер молодого лица, продолговатого, с тяжелым подбородком, узким разрезом глаз и юношеской припухлостью щек и губ, что нам кажется, будто мы видели и знали этого человека в жизни.
Кажется, что слышали его солидный, но еще ломающийся басок; представляется, что он высокого роста, слегка сутулится при ходьбе. По лицу в воображении естественно дорисовываются и фигура, и характер, и манеры.
Безупречная лепка обоих портретов достигнута все той же системой угловатых разнонаправленных штрихов, которые, при всей прихотливости арабеска, чеканно моделируют форму в ее выпуклостях и углублениях, тенях и бликах.
Эти мужские характеры переданы мужественной, волевой манерой рисунка.
В отличие от них, портрет жены доктора В.А.Усольцевой - сама женственность, и сделан в несколько иной манере, легчайшими деликатными касаниями карандаша, без сильных темных акцентов, но с тонкой проработкой нежного лица волос, воздушной ткани кофточки, на фоне красиво изгибающегося растительного орнамента.
Тот же самый орнамент образует фон одновременного портрета Н.И.Забелы, оставшегося неоконченным,- по-видимому, это просто рисунок обоев в одной из комнат дома Усольцева. Врубель и обыкновенные обои умел претворить в поэму.
|
|
|
» Первая часть
» Вторая часть
|
|