Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Михаил Врубель. Подборка рисунков карандашом

Самыми замечательными среди рисунков, сделанных Врубелем в больнице, являются несколько портретов - доктора Усольцева и членов его семьи. Карандашный портрет Усольцева по красоте и твердости техники и по выразительности психологической стоит на уровне лучших портретных работ Врубеля. Он сделан вдохновенно. Тонкое худощавое лицо с шапкой курчавых волос, проницательные, в упор глядящие глаза - в них светится гипнотическая сила.
Портрет студента - младшего брата Усольцева,- сделанный черной акварелью и карандашом, так осязательно передает форму и характер молодого лица, продолговатого, с тяжелым подбородком, узким разрезом глаз и юношеской припухлостью щек и губ, что нам кажется, будто мы видели и знали этого человека в жизни. Кажется, что слышали его солидный, но еще ломающийся басок; представляется, что он высокого роста, слегка сутулится при ходьбе. По лицу в воображении естественно дорисовываются и фигура, и характер, и манеры.
Безупречная лепка обоих портретов достигнута все той же системой угловатых разнонаправленных штрихов, которые, при всей прихотливости арабеска, чеканно моделируют форму в ее выпуклостях и углублениях, тенях и бликах.
Эти мужские характеры переданы мужественной, волевой манерой рисунка. В отличие от них, портрет жены доктора В.А.Усольцевой - сама женственность, и сделан в несколько иной манере, легчайшими деликатными касаниями карандаша, без сильных темных акцентов, но с тонкой проработкой нежного лица волос, воздушной ткани кофточки, на фоне красиво изгибающегося растительного орнамента. Тот же самый орнамент образует фон одновременного портрета Н.И.Забелы, оставшегося неоконченным,- по-видимому, это просто рисунок обоев в одной из комнат дома Усольцева. Врубель и обыкновенные обои умел претворить в поэму.

  
  

» Первая часть
» Вторая часть
   

азалия

Белая азалия без стебля. 1886-1887
бегония

Лист бегонии. 1886-1887
врач

Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы). 1903-1904
танец тамары

Танец Тамары. 1890-1891
гондола

Две гондолы на причале. Вид из окна мастерской М.А.Врубеля в Венеции. 1885
дуэль

Дуэль Печорина с Грушницким. 1890-1891
врубель

Автопортрет. 1885
азалия

Белая азалия с листьями. 1886-1887
jesus

Надгробный плач. 1887
bed

Кровать. Из цикла Бессоница, 1904-1905
dress

Платье. 1900-е
всадник

Скачущий всадник (Несется конь быстрее лани...). 1890-1891
Моцарт и Сальери

Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача, 1884


Пленные печенеги

Пленные печенеги, 1896. Эскиз костюма к опере А.Н.Серова 'Рогнеда'

Герман и Елецкий

Герман и Елецкий, 1901. Эскиз костюмов к опере П.И.Чайковского 'Пиковая дама'
Обручение

Обручение Марии с Иосифом, 1881


пейзаж

Дворик зимой. 1903-1904
голова

Тамара в гробу. 1890-1891
кисть

Левая рука художника. 1882-1883
шахматы

Обдумывает ход (игра в шахматы). 1903-1904
статуя

Голова Демона. 1890
голова

Голова Демона
голова демона

Голова Демона, 1890-1891
демон

Голова Демона. 1890-1891
портрет

Автопортрет, 1905
доктор

Портрет доктора Ф.А.Усольцева. 1904
роза

Роза в стакане. 1904
мамонтов

Портрет В.С.Мамонтова. 1890-1891


Рисунки художника, часть вторая »



*   *   *
  "Каждый день с раннего утра Врубель переписывал своего «Демона». Были дни, когда «Демон» был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении его лица глубокая грусть и новая красота... Способность к творчеству не покидала художника, но приняла гипертрофированные формы. Врубель переписывал ежедневно огромный холст, и посетители выставочного зала воочию могли видеть, как за ночь менялся Демон. Как в этой безумной битве мелькали и исчезали, чередуясь с ожесточенными и страшными, облики необыкновенной красоты. «Демон» оказался мощным катализатором и ускорителем безумия мастера."

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100