Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Михаил Врубель - великий рисовальщик

   
   

Пан
Пан, 1899

   
Именно Врубель довел до совершенного мастерства чистяковскую систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.Ю.Лермонтова. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. В листе «Демон в келье Тамары» выражением таинственного покоя овеяно ясное и непроницаемое лицо героини. Мастерство Врубеля непостижимо. Форма лица осязаема, как в скульптуре, сделано это легкими касаниями кисти, нежной светотенью, только кое-где и чуть-чуть дополненной легкими штрихами. Иллюстрации к «Демону» - вершина мастерства Врубеля-графика. Они создают впечатление красочности, хотя исполнены черной акварелью. Лист «Пляска Тамары» удивителен своей цветистостью, переливчатым узором. Художник без помощи красок передал эффект расписных ковров, цветных галунов, сверкания восточной пляски. Это достигается богатством тональных переходов в пределах черно-белой шкалы и верно найденными отношениями. Переходы у Врубеля от темного к светлому прерывисты: каждый фрагмент тени или света имеет собственное очертание, внутренний контур. Костюм пляшущего черкеса испещрен мельчайшими деталями, каждая имеет свою силу тона - все вместе они создают ощущение многоцветных градаций темного и светлого.

Подобные эксперименты Врубель называл поисками «техники», но в этом понятии сосредоточено не просто высокое умение. Волшебная техника Врубеля давала возможность воплотить его видение Природы. В замечательном рисунке «Несется конь быстрее лани» автор захватывающе передал стремительный бег коня. Отрывистыми штрихами он подчеркнул динамику бега: горные уступы изображены стремительно летящими в обратном направлении. У Врубеля цвет подчинен рисунку. Чувство самоценной красоты цвета было у него в высочайшей степени развито. Тем не менее, его постоянно мучила идея создания эквивалента многоцветности в монохромной гамме - от темного к светлому. Стихийного, отдельного от формы цвета у Врубеля не было. Он пишет цветом переход одного тона в другой, твердо устанавливая границы: цветовые массы у него являются элементами, строящими форму. Уникальны рисуночные портреты мастера, которые он предварительно создавал как бы в своем воображении, сообщая им собственный душевный настрой, дотошно оформляя свой замысел в технически совершенном графическом произведении.

Вот что писали о графическом мастерстве Врубеля его современники: Н.П.Ге: «Изумительная обрисованность, кристаллообразность его техники. Какой другой художник, совершенно отвергая помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами?» А.П.Иванов: «У Врубеля, прежде всего, поражает совершенно особенное понимание формы предметов поверхности, их ограничивающие, изобилуя резкими изломами, образуют дробное сочетание сходящихся под двугранными углами плоскостей; их контуры представляют собой ломаные линии, прямые или близкие к прямым, и весь воспроизводимый образ носит странное сходство с грудой сросшихся друг с другом кристаллов». Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен - от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Иногда оставлял часть листа нетронутым. Тональные отношения были найдены так безошибочно, что белая бумага становилась органичной частью изображения. Изощренная техника позволила ему создать очередной шедевр «Жемчужная раковина». Это маленькое чудо искусства. Для Врубеля природа воспринималась как пещера сокровищ, и в переливах раковины он увидел разлитое в природе волшебство.


продолжение.......


Страницы творчества:     первая     вторая     третья     четвертая     пятая     шестая     седьмая




*   *   *
  "Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он — вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова — символы нашего времени." (Александр Блок, из памятной речи на могиле Врубеля).

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100