Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Михаил Врубель. Небольшое исследование и анализ творчества. Часть пятая

   
   

Царевна-лебедь
Царевна-Лебедь,
1900

   
   

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая

   
  
Сюжеты едва ли не всех лучших картин Врубеля навеяны театром. Прообразом героинь картин "Гадалка" и "Испания" является Кармен из одноименной оперы Визе. Еще в 1892 году Врубель переживает пылкое увлечение оперой. "Вот чудная опера: впечатление от нее и все навеянное ею будет самым видным происшествием моей артистической жизни на эту зиму: сколько я переораторствовал о ней и из-за нее за праздники, сколько увлек в обожание к ней и со сколькими поругался. Это — эпоха в музыке, как в литературе — Золя и Доде!", — писал Врубель сестре. Врубель не иллюстрирует оперу. В "Гадалке" прекрасная и загадочная женщина раскладывает карты, угадывая чью-то судьбу. Но важен не рассказ, а ощущение тайны, переданное не только инфернальной внешностью героини, но и движением имматериальных и светоносных пятен цвета.
В картине "Испания" три действующих лица. Но две мужские фигуры — стаффаж, призванный оттенить горделивую красоту героини, стройность которой подчеркнута узким форматом холста. Опера "Кармен" —для художника предлог, для того чтобы обратиться к теме роковой красоты, тайной, испепеляющей силы страсти. Это отголосок ведущей темы символизма.
Врубель редко обращается к чистому пейзажу. В его картинах доминирует обычно лицо и фигура человека или сказочного существа, словно бы олицетворяющего душу природы. Таков "Пан", написанный в имении княгини Тенишевой под впечатлением рассказа Анатоля Франса "Святой Сатир". Но это не античное божество, а душа весеннего среднерусского пейзажа, скудного и заболоченного, с кривыми березами и тусклым светом луны, отраженным в мелких озерах. Это русский леший, корявый, как пень, добродушный, с глазами голубыми, как озера или фиалки у его мохнатых ног. Природа и это существо словно бы состоят из единой субстанции.
Своего рода феей сирени представляется женская фигурка в картине "Сирень", возникающая словно из скопления теней под огромным кустом, будто излучающим пламя. Врубель видел в ней пушкинскую Татьяну. Но в основе этой работы лежат не столько литературные или оперные впечатления, сколько живые наблюдения над природой. Об этом говорят натурные этюды сирени. Но и они далеки от пленэрных этюдов импрессионистов, заинтересованных передачей света, воздуха, пространства. Они неназойливо орнаментализованы. Художник ищет в природе декоративную красоту.
Под впечатлением от прогулок по степи близ украинского хутора Плиски, где Врубель с женой имели обыкновение гостить летом, написана картина "К ночи". Горячий багровый свет заката борется здесь с неверным светом месяца. И в этот час ранних сумерек начинаются странные превращения: вздрогнули и насторожились пасущиеся в ночном кони; чертополохи уподобились причудливым светильникам, излучающим пламя, а на голове полуобнаженного загорелого пастуха проявились рога сатира. В картине сосуществуют два равно убедительных мира — реальный и фантастический. Сказочное просвечивает сквозь обыденное. Орнамент трав, заплетающий плоскость полотна, — одно из высших достижений декоративного дара Врубеля.
Лишь однажды Врубель обращается к пейзажу, довольствуясь им самим. Во время путешествия по Средиземноморью он пишет натурные этюды. Исполненные на узких деревянных дощечках, они соединяют в себе декоративную изощренность с тонким чувством световоздушной среды.
"Декоративно все, и только декоративно!". Станковые произведения Врубеля напоминают монументальные панно в стиле модерн своими декоративными форматами, уплощенной орнаментальностью композиции, пристрастием художника клилово-розовым, лилово-сиреневым, фисташковым оттенкам цвета. Сама странность и загадочность их атмосферы соответствовала духу жилища модерна, мифологизирующего среду обитания.
В Москве Врубель исполняет несколько заказов по оформлению интерьеров особняков богатой буржуазии. Первая работа такого рода — триптих "Суд Париса" для дома Дункеров. Предпочтение, отданное Врубелем античному сюжету, обусловлено классическим характером здания, для которого панно предназначались. Художник облекает античный миф в формы модерна, отсюда блеклые тающие краски, элегические ритмы линий, связывающие все три панно и создающие атмосферу сновидения. Краски и формы декоративно стилизованы, между тем в работе над панно Врубель пользовался фотографиями. Выполненные на холсте и вставленные в раму панно отличаются от станковых работ разве что предназначением для конкретного интерьера, да большей определенностью линий и уплощенностью пятен цвета.
Из особняка Саввы Тимофеевича Морозова происходит скульптура, оригинал которой в гипсе и отлив в бронзе хранятся в Третьяковской галерее. "Готическая", в стиле особняка, построенного архитектором Федором Шехтелем, она представляет безумный экстатический хоровод фигур, бесплотных, но обладающих огромной экспрессией. Эта скульптурная группа вместе с тем декоративно-прекрасна. Она напоминает гигантскую чашу, отливающую оттенками бронзы и зеленоватой патины, словно перенесенными из живописи Врубеля. В особняке Морозова Врубелю удалось воплотить стиль в синтезе искусств — живописи, скульптуры, витража.
Художник еще раз обращается к готическому стилю в оформлении кабинета Алексея Викуловича Морозова. Он пишет серию панно на тему "Фауст" ("Мефистофель и ученик", "Маргарита", "Фауст", "Полет Фауста и Мефистофеля", "Фауст и Маргарита в саду" — последнее утеряно, остальные хранятся в Третьяковской галерее; вариант "Полета..." находится в Казани). Во всех них в значительной мере проявилось непосредственное воздействие шаблона европейского модерна — в упрощенности пятен локального цвета, замкнутых плавной пунктирной линией, в пристрастии к упомянутым сиреневым, розовым, фисташковым оттенкам. Композиционным и смысловым центром триптиха становится панно "Маргарита". Фауст и Мефистофель сохраняют оперную условность и декоративность, они достаточно безлики и шаблонны, тогда как Маргарита — воплощение личных переживаний художника, любви к Надежде Забеле, которая в год создания панно стала его женой. Маргарита — портрет Забелы в театральном костюме. Художник заостряет неправильность черт ее лица, выявляя в нем его странность, сохраняет особенности сложения — миниатюрность и малый рост, длинные руки.
Маргарита словно вырастает из купы цветов — бледных лилий, лиловых ирисов и сама уподоблена нежному хрупкому цветку. Это распространенная метафора символизма и модерна. Главным содержанием цикла "Фауст" становятся не отвлеченно-философские проблемы поэмы Гете, а восторженное прославление любви.
Одновременно с циклом "Фауст" Врубель работает над декоративными панно для украшения интерьера художественного павильона на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Они должны были увенчивать полукруглые завершения торцовых стен в центральном зале, этим определялся их огромный размер и формат. Врубель избрал их темами "Принцессу Грезу" и "Микулу Селяниновича".


Исследования, 6


Страницы творчества:     первая     вторая     третья     четвертая     пятая     шестая     седьмая




*   *   *

   Благодарим спонсоров нашего сайта:

   » 

  "Изображения цветов, листьев, редко - букетов, чаще всего - одного цветка: красная азалия, розовая азалия, белая азалия, орхидея, красная роза, ирис... Они ослепительны, как самоцветы, лучезарны, мажорны; в одном-единственном цветочном венчике - целая гамма красочных переливов. Музыка красок всегда при этом обусловлена изысканной структурой цветка, которую художник внимательно передает, следуя своему приему расчленения на планы. Малейший изгиб лепестка приобретает под его кистью чеканность, каждый цветочек словно возведен в перл создания. Как говорил о Врубеле художник А.Головин, «есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал».

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100