|
|
Царевна-Лебедь, 1900
|
|
Сюжеты едва ли не всех лучших картин Врубеля навеяны театром. Прообразом героинь картин "Гадалка" и "Испания" является Кармен из одноименной оперы Визе. Еще в 1892 году Врубель переживает пылкое увлечение оперой. "Вот чудная опера: впечатление от нее и все навеянное ею будет самым видным происшествием моей артистической жизни на эту зиму: сколько я переораторствовал о ней и из-за нее за праздники, сколько увлек в обожание к ней и со сколькими поругался.
Это — эпоха в музыке, как в литературе — Золя и Доде!", — писал Врубель сестре.
Врубель не иллюстрирует оперу. В "Гадалке" прекрасная и загадочная женщина раскладывает карты, угадывая чью-то судьбу. Но важен не рассказ, а ощущение тайны, переданное не только инфернальной внешностью героини, но и движением имматериальных и светоносных пятен цвета.
В картине "Испания" три действующих лица. Но две мужские фигуры — стаффаж, призванный оттенить горделивую красоту героини, стройность которой подчеркнута узким форматом холста. Опера "Кармен" —для художника предлог, для того чтобы обратиться к теме роковой красоты, тайной, испепеляющей силы страсти. Это отголосок ведущей темы символизма.
Врубель редко обращается к чистому пейзажу. В его картинах доминирует обычно лицо и фигура человека или сказочного существа, словно бы олицетворяющего душу природы. Таков "Пан", написанный в имении княгини Тенишевой под впечатлением рассказа Анатоля Франса "Святой Сатир". Но это не античное божество, а душа весеннего среднерусского пейзажа, скудного и заболоченного, с кривыми березами и тусклым светом луны, отраженным в мелких озерах. Это русский леший, корявый, как пень, добродушный, с глазами голубыми, как озера или фиалки у его мохнатых ног.
Природа и это существо словно бы состоят из единой субстанции.
Своего рода феей сирени представляется женская фигурка в картине "Сирень", возникающая словно из скопления теней под огромным кустом, будто излучающим пламя. Врубель видел в ней пушкинскую Татьяну. Но в основе этой работы лежат не столько литературные или оперные впечатления, сколько живые наблюдения над природой. Об этом говорят натурные этюды сирени. Но и они далеки от пленэрных этюдов импрессионистов, заинтересованных передачей света, воздуха, пространства.
Они неназойливо орнаментализованы. Художник ищет в природе декоративную красоту.
Под впечатлением от прогулок по степи близ украинского хутора Плиски, где Врубель с женой имели обыкновение гостить летом, написана картина "К ночи". Горячий багровый свет заката борется здесь с неверным светом месяца. И в этот час ранних сумерек начинаются странные превращения: вздрогнули и насторожились пасущиеся в ночном кони; чертополохи уподобились причудливым светильникам, излучающим пламя, а на голове полуобнаженного загорелого пастуха проявились рога сатира. В картине сосуществуют два равно убедительных мира — реальный и фантастический.
Сказочное просвечивает сквозь обыденное.
Орнамент трав, заплетающий плоскость полотна, — одно из высших достижений декоративного дара Врубеля.
Лишь однажды Врубель обращается к пейзажу, довольствуясь им самим. Во время путешествия по Средиземноморью он пишет натурные этюды. Исполненные на узких деревянных дощечках, они соединяют в себе декоративную изощренность с тонким чувством световоздушной среды.
"Декоративно все, и только декоративно!". Станковые произведения Врубеля напоминают монументальные панно в стиле модерн своими декоративными форматами, уплощенной орнаментальностью композиции, пристрастием художника клилово-розовым, лилово-сиреневым, фисташковым оттенкам цвета. Сама странность и загадочность их атмосферы соответствовала духу жилища модерна, мифологизирующего среду обитания.
В Москве Врубель исполняет несколько заказов по оформлению интерьеров особняков богатой буржуазии. Первая работа такого рода — триптих "Суд Париса" для дома Дункеров. Предпочтение, отданное Врубелем античному сюжету, обусловлено классическим характером здания, для которого панно предназначались. Художник облекает античный миф в формы модерна, отсюда блеклые тающие краски, элегические ритмы линий, связывающие все три панно и создающие атмосферу сновидения.
Краски и формы декоративно стилизованы, между тем в работе над панно Врубель пользовался фотографиями.
Выполненные на холсте и вставленные в раму панно отличаются от станковых работ разве что предназначением для конкретного интерьера, да большей определенностью линий и уплощенностью пятен цвета.
Из особняка Саввы Тимофеевича Морозова происходит скульптура, оригинал которой в гипсе и отлив в бронзе хранятся в Третьяковской галерее. "Готическая", в стиле особняка, построенного архитектором Федором Шехтелем, она представляет безумный экстатический хоровод фигур, бесплотных, но обладающих огромной экспрессией. Эта скульптурная группа вместе с тем декоративно-прекрасна. Она напоминает гигантскую чашу, отливающую оттенками бронзы и зеленоватой патины, словно перенесенными из живописи Врубеля.
В особняке Морозова Врубелю удалось воплотить стиль в синтезе искусств — живописи, скульптуры, витража.
Художник еще раз обращается к готическому стилю в оформлении кабинета Алексея Викуловича Морозова. Он пишет серию панно на тему "Фауст" ("Мефистофель и ученик", "Маргарита", "Фауст", "Полет Фауста и Мефистофеля", "Фауст и Маргарита в саду" — последнее утеряно, остальные хранятся в Третьяковской галерее; вариант "Полета..." находится в Казани).
Во всех них в значительной мере проявилось непосредственное воздействие шаблона европейского модерна — в упрощенности пятен локального цвета, замкнутых плавной пунктирной линией, в пристрастии к упомянутым сиреневым, розовым, фисташковым оттенкам. Композиционным и смысловым центром триптиха становится панно "Маргарита".
Фауст и Мефистофель сохраняют оперную условность и декоративность, они достаточно безлики и шаблонны, тогда как Маргарита — воплощение личных переживаний художника, любви к Надежде Забеле, которая в год создания панно стала его женой. Маргарита — портрет Забелы в театральном костюме. Художник заостряет неправильность черт ее лица, выявляя в нем его странность, сохраняет особенности сложения — миниатюрность и малый рост, длинные руки.
Маргарита словно вырастает из купы цветов — бледных лилий, лиловых ирисов и сама уподоблена нежному хрупкому цветку. Это распространенная метафора символизма и модерна. Главным содержанием цикла "Фауст" становятся не отвлеченно-философские проблемы поэмы Гете, а восторженное прославление любви.
Одновременно с циклом "Фауст" Врубель работает над декоративными панно для украшения интерьера художественного павильона на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Они должны были увенчивать полукруглые завершения торцовых стен в центральном зале, этим определялся их огромный размер и формат. Врубель избрал их темами "Принцессу Грезу" и "Микулу Селяниновича".
Исследования, 6
|