Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Михаил Врубель. Исследование и анализ творчества. Часть восьмая и последняя

   
   

Царевна-лебедь
Царевна-Лебедь,
1900

   
   

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая

   
  
Бунт выражен и средствами композиции, построенной пересечением диагоналей. Вызывающая дерзкая красота, по воспоминаниям современников, была и в цвете картины, сверкавшей золотом, серебром, киноварью, впрочем, в процессе работы его фееричность все более усиливалась. Для картины была приготовлена по заказу Врубеля специальная рама из золотистого бархата с лепными серебряными краями. Она должна была завершить превращение картины в драгоценное произведение декоративного искусства. Бунтарский, богоборческий вызов должно было вскрыть название Ikone — икона. Болезнь, то наступающая, то отступающая ненадолго, на первых порах еще позволяла художнику работать. В многочисленных вариантах рисунков и пастелей "Раковина", "Жемчужина" Врубель продолжает поиски небуднично-прекрасного, странного и таинственного. В переливах перламутра ему видится целый мир, населенный сказочными существами. Но в эти годы художнику открывается и другой аспект прекрасного - как будничного, повседневного. После долгого перерыва Врубель вновь обращается к этюдам с натуры. Он рисует все, что его окружает: лица врачей, санитаров, больных, сценки больничного быта, собственную постель, подсвечник и графин, дворик за окном, дерево у забора. Больничные рисунки не копируют мир, несмотря на удивительную убедительность передачи натуры в деталях. Пропущенная через "душевную призму", реальность приобретает хрупкое изящество, становится носительницей врубелевской тревоги, страха, тоски и, вместе с тем, его проникновенной любви к чувственному миру, к природе.
Последней работой Врубеля стал портрет поэта Валерия Брюсова. Его "двоемирие" тонко прочувствовано Ниной Петровской: "Чуть наклоненная вперед фигура поэта отделяется от полотна, испещренного иероглифами. Все в ней каменно, мертво, аскетично-застывшие линии черного сюртука, тонкие руки, скрещенные и плотно прижатые к груди, словно высеченное из гранита лицо. Живы одни глаза, — провалы в дымно-огненные бездны. Впечатление зловещее, почти отталкивающее. Огненный язык, заключенный в теснящий футляр черного сюртука. Это страшно. Две стороны бытия, пожирающие друг друга, — какой-то потусторонний намек". Врубель не стремится превратить портрет в иносказание, не ставит целью "облечь идею в чувственную форму", но сама форма его произведений имеет ассоциативно-метафорический характер, рождающий символ в сознании зрителя.
Закончить портрет Брюсова Врубелю помешала наступившая в 1906 году слепота. Он умер в 1910 году. Всего тремя годами позже уходит из жизни его жена. Место художника в русском искусстве определяется не только выражением идей символизма и модерна. На основе вечных, непреходящих образов русского и мирового искусства Врубель творит свой миф, величественный и трагический. Художник возвеличивает тайны человеческого духа. Духовная жизнь выступает в его произведениях как высшая ценность. Использование Врубелем стереотипных образов модерна не превращает его произведения в продукт массовой культуры. От этого спасает содержательность формы. Великое мастерство, трагизм и величие духа и великий декоративный дар делают Врубеля художником на все времена.


Хроника жизни и творчества Михаила Александровича Врубеля

1856 5(17) марта — родился в семье военного юриста.

1864, 1868-1869 Учился в Санкт-Петербургской Рисовальной школе для вольноприходящих при Обществе поощрения художников.

1865-1867 Брал уроки у А. Година, преподавателя гимназии в Саратове.

1870,1872 Учился в Одесской рисовальной школе Общества изящных искусств.

1874-1880 Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.

1877-1879 Посещал по вечерам натурный класс Академии художеств в Петербурге, которым руководил Павел Чистяков.

1880-1884 Состоял вольнослушателем Академии художеств.

1882-1883 Изучал рисунок под руководством Чистякова в его частной мастерской. По воскресеньям утром занимался акварелью под руководством Ильи Репина в его доме.

1883-1884 В мастерской, снятой совместно с друзьями, Валентином Серовым и Владимиром Дервизом, работал над изучением техники акварели.

1884-1889 Жил в Киеве. Написал несколько самостоятельных композиций для Кирилловской церкви XII века. Реставрировал росписи в куполе собора Святой Софии (1884-1889). Совершил поездку в Венецию для изучения византийского монументального искусства.

1885 Впервые в творчестве Врубеля возникает тема Демона.

1889-1906 Жил в Москве. Работал в общей мастерской с Константином Коровиным и Валентином Серовым (1889). Сблизился с Саввой Ивановичем Мамонтовым, принимая участие в начинаниях его художественного кружка, работал в Абрамцевской художественной гончарной мастерской (1890-1900), оформлял спектакли Русской частной оперы СИ. Мамонтова (1895-1901). С Мамонтовым и его семьей совершил поездки по Европе, побывав в Италии (1891, 1892), Франции и Германии (1892), проездом в Греции и Константинополе. Помимо станковых картин и акварелей исполнил иллюстрации к произведениям Михаила Лермонтова, декоративные панно для особняков в Москве и для павильона на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде.

1896 28 июля — в Женеве обвенчался с артисткой Русской частной оперы СИ. Мамонтова Надеждой Ивановной Забелой.

1897,1898, 1900 и 1901 Лето обычно проводил с женой на хуторе Плиски Черниговской губернии, принадлежавшем художнику Николаю Ге.

1900 На Всемирной выставке в Париже был награжден медалью по отделу прикладного искусства за произведения, выполненные в Абрамцевской художественной гончарной мастерской.

1902 Появились первые симптомы душевной болезни. Работал над образом Демона в живописи и скульптуре.

1904-1910 Лечился в клиниках Москвы (1904-1906) и Петербурга (1906-1910).

1910 1 (14) апреля — Михаил Александрович Врубель скончался. 3(16) апреля — похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.


Подробная биография мастера


Страницы творчества:     первая     вторая     третья     четвертая     пятая     шестая     седьмая




*   *   *

   Благодарим спонсоров нашего сайта:

   » 

  "Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен - от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Иногда оставлял часть листа нетронутым. Тональные отношения были найдены так безошибочно, что белая бумага становилась органичной частью изображения. Изощренная техника позволила ему создать очередной шедевр «Жемчужная раковина». Это маленькое чудо искусства."

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100