|
|
Царевна-Лебедь, 1900
|
|
Бунт выражен и средствами композиции, построенной пересечением диагоналей. Вызывающая дерзкая красота, по воспоминаниям современников, была и в цвете картины, сверкавшей золотом, серебром, киноварью, впрочем, в процессе работы его фееричность все более усиливалась. Для картины была приготовлена по заказу Врубеля специальная рама из золотистого бархата с лепными серебряными краями. Она должна была завершить превращение картины в драгоценное произведение декоративного искусства. Бунтарский, богоборческий вызов должно было вскрыть название Ikone — икона.
Болезнь, то наступающая, то отступающая ненадолго, на первых порах еще позволяла художнику работать. В многочисленных вариантах рисунков и пастелей "Раковина", "Жемчужина" Врубель продолжает поиски небуднично-прекрасного, странного и таинственного. В переливах перламутра ему видится целый мир, населенный сказочными существами. Но в эти годы художнику открывается и другой аспект прекрасного - как будничного, повседневного. После долгого перерыва Врубель вновь обращается к этюдам с натуры.
Он рисует все, что его окружает: лица врачей, санитаров, больных, сценки больничного быта, собственную постель, подсвечник и графин, дворик за окном, дерево у забора. Больничные рисунки не копируют мир, несмотря на удивительную убедительность передачи натуры в деталях. Пропущенная через "душевную призму", реальность приобретает хрупкое изящество, становится носительницей врубелевской тревоги, страха, тоски и, вместе с тем, его проникновенной любви к чувственному миру, к природе.
Последней работой Врубеля стал портрет поэта Валерия Брюсова.
Его "двоемирие" тонко прочувствовано Ниной Петровской: "Чуть наклоненная вперед фигура поэта отделяется от полотна, испещренного иероглифами. Все в ней каменно, мертво, аскетично-застывшие линии черного сюртука, тонкие руки, скрещенные и плотно прижатые к груди, словно высеченное из гранита лицо. Живы одни глаза, — провалы в дымно-огненные бездны. Впечатление зловещее, почти отталкивающее. Огненный язык, заключенный в теснящий футляр черного сюртука. Это страшно.
Две стороны бытия, пожирающие друг друга, — какой-то потусторонний намек". Врубель не стремится превратить портрет в иносказание, не ставит целью "облечь идею в чувственную форму", но сама форма его произведений имеет ассоциативно-метафорический характер, рождающий символ в сознании зрителя.
Закончить портрет Брюсова Врубелю помешала наступившая в 1906 году слепота. Он умер в 1910 году. Всего тремя годами позже уходит из жизни его жена.
Место художника в русском искусстве определяется не только выражением идей символизма и модерна. На основе вечных, непреходящих образов русского и мирового искусства Врубель творит свой миф, величественный и трагический. Художник возвеличивает тайны человеческого духа. Духовная жизнь выступает в его произведениях как высшая ценность. Использование Врубелем стереотипных образов модерна не превращает его произведения в продукт массовой культуры.
От этого спасает содержательность формы. Великое мастерство, трагизм и величие духа и великий декоративный дар делают Врубеля художником на все времена.
Хроника жизни и творчества Михаила Александровича Врубеля
1856 5(17) марта — родился в семье военного юриста.
1864, 1868-1869 Учился в Санкт-Петербургской Рисовальной школе для вольноприходящих при Обществе поощрения художников.
1865-1867 Брал уроки у А. Година, преподавателя гимназии в Саратове.
1870,1872 Учился в Одесской рисовальной школе Общества изящных искусств.
1874-1880 Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.
1877-1879 Посещал по вечерам натурный класс Академии художеств в Петербурге, которым руководил Павел Чистяков.
1880-1884 Состоял вольнослушателем Академии художеств.
1882-1883 Изучал рисунок под руководством Чистякова в его частной мастерской. По воскресеньям утром занимался акварелью под руководством Ильи Репина в его доме.
1883-1884 В мастерской, снятой совместно с друзьями, Валентином Серовым и Владимиром Дервизом, работал над изучением техники акварели.
1884-1889 Жил в Киеве. Написал несколько самостоятельных композиций для Кирилловской церкви XII века. Реставрировал росписи в куполе собора Святой Софии (1884-1889). Совершил поездку в Венецию для изучения византийского монументального искусства.
1885 Впервые в творчестве Врубеля возникает тема Демона.
1889-1906 Жил в Москве. Работал в общей мастерской с Константином Коровиным
и Валентином Серовым (1889). Сблизился с Саввой Ивановичем Мамонтовым,
принимая участие в начинаниях его художественного кружка, работал в Абрамцевской художественной гончарной мастерской (1890-1900), оформлял спектакли Русской частной оперы СИ. Мамонтова (1895-1901). С Мамонтовым и его семьей совершил поездки по Европе, побывав в Италии (1891, 1892), Франции и Германии (1892), проездом в Греции и Константинополе. Помимо станковых картин
и акварелей исполнил иллюстрации к произведениям Михаила Лермонтова,
декоративные панно для особняков в Москве и для павильона на Всероссийской
художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде.
1896 28 июля — в Женеве обвенчался с артисткой Русской частной оперы СИ. Мамонтова Надеждой Ивановной Забелой.
1897,1898, 1900 и 1901 Лето обычно проводил с женой на хуторе Плиски Черниговской губернии, принадлежавшем художнику Николаю Ге.
1900 На Всемирной выставке в Париже был награжден медалью по отделу прикладного искусства за произведения, выполненные в Абрамцевской художественной гончарной мастерской.
1902 Появились первые симптомы душевной болезни. Работал над образом Демона в живописи и скульптуре.
1904-1910 Лечился в клиниках Москвы (1904-1906) и Петербурга (1906-1910).
1910 1 (14) апреля — Михаил Александрович Врубель скончался.
3(16) апреля — похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.
Подробная биография мастера
|