Врубель - главная      Мир Врубеля

Врубель  |  Картины  |  Рисунки  |  Биография  |  Фото  |  Хроно  |  Музеи  |  Эскизы  |  Графика  |  Бенуа
Сирень  |  К ночи  |  Демон  |  Жемчужина  |  Шестикрылый Серафим  |  Гамлет и Офелия  |  Царевна-Лебедь

       

Михаил Врубель » Живопись, картины, фото художника » Портрет артистки Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете Empire

жена
Мир Врубеля. Портрет артистки Н.И.Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете Empire
       

« назад     мир врубеля     вперед »

Врубель выступал оформителем почти всех спектаклей, в которых выступала Забела, он был ее, как сейчас принято говорить, стилистом: сам придумывал ей костюмы, грим, одевал ее перед спектаклем и смотрел все ее выступления от начала до конца. Он старался с ней не расставаться, насколько это позволяло их рабочее расписание. Если к этому прибавить, что Врубель сочинял костюмы также и себе, сам, по своему вкусу и своим проектам обставлял свои апартаменты, - то мы увидим, что еще до возникновения 'Мира искусства' он уже осуществил идею, которая декларирована в самом наименовании знаменитого художественного объединения: он был окружен искусством и творил его, в том числе создавал произведения искусства из самого себя и своей жены.

Роман с Надеждой Ивановной был обставлен всеми атрибутами романтической влюбленности. Забела вспоминала: 'На одной из репетиций... я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: 'Прелестный голос!' Стоявшая здесь Т.С. Любатович поспешила мне представить: 'Наш художник Михаил Александрович Врубель', и в сторону мне сказала: 'Человек очень экспансивный, но вполне порядочный'... Так чувствителен к звуку голоса Михаил Александрович был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня, - на сцене было темно; но звук голоса ему понравился'. Выходит так, что Врубель влюбился не столько в лицо, облик, сколько в образ, голос, в мечту, создание своего воображения. Причем замечательно то, что Врубель умел поэтизировать недостатки внешности Забелы, и даже, как пишет ее сестра, 'часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему'. Он, по-видимому, делал ее старше своего возраста. Это была чрезвычайно трогательная влюбленность, особенно если иметь в виду, что сценическая карьера Надежды Ивановны была достаточно благополучной, тогда как слава Врубеля, напротив, достаточно скандальной. Сам этот роман возник непосредственно вслед за разразившимся на нижегородской ярмарке скандалом по поводу врубелевских декоративных панно, так что фоном этого знакомства и женитьбы было всеобщее поношение Врубеля в качестве декадента.

Счастливый период их жизни оказался недолгим. Во-первых, потому, что у них родился сын с заячьей губкой, что произвело на Врубеля чрезвычайно тягостное впечатление, и, собственно, с этого момента начался его срыв в болезнь и безумие. И с этого же момента Врубель начал работать над Демоном поверженным, произведением, которое закрепило за ним славу декадента. А потом начались годы в психиатрической лечебнице, где Надежда Ивановна постоянно навещала Врубеля и часто для него пела.



       
Великий рисовальщик

Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.Ю.Лермонтова. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия... читать далее »

Живописец божьей милости

В истории мировой живописи немного художников, наделенных божественным колористическим даром. Врубель занимает достойное место в этом уникальном списке. Его живописный дар выделяли со времен учебы в Академии художеств. Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания. Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... читать далее »

Педагогическая деятельность Врубеля

О педагогической деятельности Врубеля почти ничего не известно, но, к счастью, до нас чудом дошел рассказ художника М.С.Мухина, который учился у М.А.Врубеля в Строгановском училище. Он раскрывает новую, неизвестную грань дарования мастера. В Строгановское училище художника пригласил его директор Н.В.Глоба, много сделавший для подъема художественно-промышленного образования в России. Итак, на переломе веков М.А.Врубель оказывается в стенах «Строгановки». Приводим рассказ М.С.Мухина... читать далее »

       


*   *   *
  «После этого портрета мне другого не нужно. И я часто говорю полушутя, что стараюсь остаться похожим на свой портрет, сделанный Врубелем». (В.Брюсов)

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100