Врубель - главная      Мир Врубеля

Врубель  |  Картины  |  Рисунки  |  Биография  |  Фото  |  Хроно  |  Музеи  |  Эскизы  |  Графика  |  Бенуа
Сирень  |  К ночи  |  Демон  |  Жемчужина  |  Шестикрылый Серафим  |  Гамлет и Офелия  |  Царевна-Лебедь

       

Михаил Врубель » Живопись, картины, фото художника » Демон сидящий. 1890

демон
Мир Врубеля. Демон сидящий. 1890
       

« назад     мир врубеля     вперед »

Картина написана в первый год пребывания Врубеля в Москве, в доме Саввы Ивановича Мамонтова, где была студия, которую хозяин уступил Врубелю для работы. Но мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, 'нечто демоническое' возникла еще в Киеве. Показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон - дух 'не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, ...величавый'. 'Он утверждал, - свидетельствует другой мемуарист, - что вообще 'Демона' не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто 'рогатый', дьявол – 'клеветник', а 'Демон' значит 'душа''. Для Александра Блока в этом образе воплатилась 'громада лермонтовской мысли' о божественной скуке. Божественна она, как можно догадаться, потому, что в ней тонет, забывается, теряется само зло - 'и зло наскучило ему'. Скука властительнее и первичнее зла. В представлении поэта врубелевский Демон - 'Юноша в забытьи 'Скуки', словно обессилевший от каких-то мировых объятий'. В этой фразе Блока слово 'Скука' - с прописной буквы: оно выведено как имя собственное, и к тому же взято в кавычки, отсылая, таким образом, к наименованию произведения, которое предполагается известным читателю. Этим произведением, без сомнения, является Вступление, открывающее Цветы зла Бодлера. За Бодлером к тому времени уже давно была закреплена репутация 'отца декадентов', тогда как во Врубеле некоторая часть критики видела олицетворение декадентства на русской почве. В упомянутом стихотворении рисуется образ всепоглощающей Скуки, которая превосходит прежде созданных воображением человечества чудищ и химер, олицетворяющих зло и порок: 'Она весь мир отдаст на разрушенье, / Она поглотит мир одним своим зевком'. В колористических соцветиях Врубеля, 'в борьбе золота и синевы' Блок усматривал, и совершенно справедливо, аналогию лермонтовскому: 'Он был похож на вечер ясный: / Ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет'. И, стало быть, как образ - знак колористической тональности, врубелевский Демон - тот, кто призван и послан 'заклинать ночь' ('синий сумрак ночи, -пишет Блок, - медлит затоплять золото и перламутр'). Он - 'ангел ясного вечера', то есть опять персонификация, аллегория, но не преходяще-земного, а бесконечно длящегося вселенского Вечера.



       
Великий рисовальщик

Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.Ю.Лермонтова. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия... читать далее »

Живописец божьей милости

В истории мировой живописи немного художников, наделенных божественным колористическим даром. Врубель занимает достойное место в этом уникальном списке. Его живописный дар выделяли со времен учебы в Академии художеств. Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания. Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... читать далее »

Педагогическая деятельность Врубеля

О педагогической деятельности Врубеля почти ничего не известно, но, к счастью, до нас чудом дошел рассказ художника М.С.Мухина, который учился у М.А.Врубеля в Строгановском училище. Он раскрывает новую, неизвестную грань дарования мастера. В Строгановское училище художника пригласил его директор Н.В.Глоба, много сделавший для подъема художественно-промышленного образования в России. Итак, на переломе веков М.А.Врубель оказывается в стенах «Строгановки». Приводим рассказ М.С.Мухина... читать далее »

       


*   *   *
  «Он во всех своих произведениях был именно классичен, если понимать под этим убедительность, основательность, внушительность художественного произведения. Все, что бы ни сделал Врубель, было классически хорошо... Чувствуешь, что здесь «все на месте», что тут ничего нельзя переделать... Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал». (С.Головин)

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100