| |||||
Врубель | Биография | Картины | Рисунки | Фото | Хроно | Музеи | Эскизы | Графика | Бенуа | |||||
Михаил Врубель » Живопись, картины, фото художника » Полет Фауста и Мефистофеля. 1896Мир Врубеля. Полет Фауста и Мефистофеля. 1896 |
|||||
| |||||
Это изображение входит в цикл панно, исполненных для готического кабинета А.В. Морозова в Москве. Античный мир ( Суд Париса для дома Дункер в Москве), средневековые рыцарские легенды составляют круг предпочтительных тем в декоративных фантазиях Врубеля.
В оформлении двух особняков морозовской фамилии (С.Т. Морозова на Спиридоновке и А.В. Морозова в Подсосенском переулке) Врубель выступал в содружестве с самым значительным архитектором московского модерна Ф.И. Шехтелем. В творчестве обоих мастеров завещанная романтизмом и укрепившаяся в эпоху эклектики эстетическая веротерпимость, искусство перевоплощения, игра образами разных стилей достигают изощренной виртуозности.
В Полете Фауста и Мефистофеля барочная турбулентная складчатость соединена с готической заостренной угловатостью и колючестью. При плоскостно-орнаментальной стилизации формы сцена полета поразительна безошибочной зрительной точностью в изображении сложной конфигурации в сложном перспективном ракурсе. Все зрелище кажется вырисованным языками дыма и пламени, взвившегося вверх из правого нижнего угла картины. Сюда притянут плащ Фауста, словно только что оторвавшийся от цепких колючек репейника, с которыми почти соприкасаются оконечность меча и носок сапога.
Эти соприкосновения приходятся точно на линию горизонта, то есть на уровень зрения наблюдающего эту сцену зрителя. Присутствие зрителя в этой точке изображения обнаруживается взглядом Мефистофеля, который скосил глаза именно сюда, в этот угол композиции, как будто бы здесь шевельнулся не только куст репейника, но и спрятавшийся незримый очевидец. Неоднократно декларированная Врубелем забота о точности детали делает из этого фантастического видения действительно увиденную и засвидетельствованную очевидцем сцену.
Пунктир вместо непрерывной линии сообщает контуру характер стремительной скорописи, как если бы это был репортажный набросок с места событий. А вместе с тем это похоже на нитяной стежок на вышивке, но также и на растворенные в мерцающем свете переплеты витража, тогда как блеклая цветовая гамма в необычайно изысканном сочетании оттенков пепельно-серого и розового напоминает одновременно выцветший гобелен и фактуру старых фресок. |
|||||
| |||||
Великий рисовальщикВрубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.Ю.Лермонтова. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия... читать далее » Живописец божьей милостиВ истории мировой живописи немного художников, наделенных божественным колористическим даром. Врубель занимает достойное место в этом уникальном списке. Его живописный дар выделяли со времен учебы в Академии художеств. Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания. Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... читать далее » Педагогическая деятельность ВрубеляО педагогической деятельности Врубеля почти ничего не известно, но, к счастью, до нас чудом дошел рассказ художника М.С.Мухина, который учился у М.А.Врубеля в Строгановском училище. Он раскрывает новую, неизвестную грань дарования мастера. В Строгановское училище художника пригласил его директор Н.В.Глоба, много сделавший для подъема художественно-промышленного образования в России. Итак, на переломе веков М.А.Врубель оказывается в стенах «Строгановки». Приводим рассказ М.С.Мухина... читать далее » |
|||||
| |||||
* * * Благодарим спонсоров нашего сайта: * * * |