Врубель - главная      Мир Врубеля

Врубель  |  Биография  |  Картины  |  Рисунки  |  Хроно  |  Музеи  |  Фото  |  Эскизы  |  Графика  |  Бенуа
Сирень  |  К ночи  |  Демон  |  Жемчужина  |  Шестикрылый Серафим  |  Гамлет и Офелия  |  Царевна-Лебедь

       

Михаил Врубель » Живопись, картины, фото художника » Демон поверженный. 1902

демон
Мир Врубеля. Демон поверженный. Иллюстрация к поэме Лермонтова 'Демон' 1902
       

« назад     мир врубеля     вперед »

В том же смысле, в каком Демон 1890 года - персонификация Вечера, Демон поверженный - его парадоксальная фаза, то есть живописная аллегория Заката со свойственной ему грандиозностью, пышностью и конвульсивностью в противоборстве 'золота и синевы'. На лице изобразилась капризная гримаса ребенка, проглотившего горькую микстуру. Обычная для врубелевских персонажей расширенность глаз здесь откровенно продемонстрирована в качестве искусственного физического натяжения век - ходового ухищрения пластического грима. В сочетании с искусственной же 'интересной бледностью' лицо Демона отчетливо ассоциировано с театральной маской. Тогда как живопись - фактура и колорит картины - воссоздает впечатление потухающей сценической подсветки. Розовые и голубые краски первоначально обладали люминесцентным эффектом (он уцелел лишь в некоторых фрагментах пейзажного окружения и на диадеме); в росписи павлиньих перьев применен бронзовый порошок. В момент написания живописное полотно в целом походило на сверкающее и переливающееся павлинье оперение. Но вся эта 'красота' словно была рассчитана на то, чтобы поблекнуть на глазах первых зрителей. Врубель продолжал работу над картиной, когда она уже экспонировалась на выставке. Черты и выражение лица, свето- и цветорежиссура менялись на глазах публики: исчезнувшие версии изображения тут же превращались в то, о чем 'говорят', о чем глаголет молва, ходят слухи и легенды. Известно, что Врубель хотел дать картине название Ikone. Легендарно-житийный ореол сопровождал картину с самого начала, как если бы этот ореол входил в художественное задание произведения. Собственно, это род художественного деяния, поступка, в современном художественном обиходе именуемый 'акцией'.
Смысл или сюжет этой постановочной акции как раз в том, чтобы картину в ее итоговом застывшем облике, где лишь местами, как на тлеющих углях, угадывается зарево отбушевавшего 'творческого пожара', превратить в post scriptum к легендарному, волшебно-феерическому, грандиозному спектаклю: гаснут огни, блекнут декорации, проступает грим, пышность оборачивается бутафорской мишурой... Но этим спектаклем было собственное творчество Врубеля предшествующего десятилетия, прологом которого явился Демон 1890 года. В такой ретроспекции картина 1902 года - один из самых поразительных памятников врубелевского 'магического театра': ведь то, о чем свидетельствует, что знаменует, документирует облик картины как живописного изделия - конец, развязка грандиозной 'живописной драмы', - это и есть то, что изображено на картине, показывающей символический мистериальный прообраз всех финалов, коими увенчиваются подобного рода аттракционы с назначением 'иллюзионировать душу... величавыми образами'.



       
Великий рисовальщик

Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.Ю.Лермонтова. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия... читать далее »

Живописец божьей милости

В истории мировой живописи немного художников, наделенных божественным колористическим даром. Врубель занимает достойное место в этом уникальном списке. Его живописный дар выделяли со времен учебы в Академии художеств. Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания. Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... читать далее »

Педагогическая деятельность Врубеля

О педагогической деятельности Врубеля почти ничего не известно, но, к счастью, до нас чудом дошел рассказ художника М.С.Мухина, который учился у М.А.Врубеля в Строгановском училище. Он раскрывает новую, неизвестную грань дарования мастера. В Строгановское училище художника пригласил его директор Н.В.Глоба, много сделавший для подъема художественно-промышленного образования в России. Итак, на переломе веков М.А.Врубель оказывается в стенах «Строгановки». Приводим рассказ М.С.Мухина... читать далее »

       


*   *   *

   Благодарим спонсоров нашего сайта:

   » 

  «Портрет С.И. действительно как экспрессия, посадка, сила языка и вкусность аксессуаров прямо очаровали меня. В высшей степени смелая и красивая техника и не мазня, а все, что сделано, более чем правдиво - красочно и звучно... Цорну далеко до моего портрета, а у Серова нет твердости техники: он берет верный тон, верный рисунок; но ни в том, ни в другом нет натиска, восторга». (Михаил Врубель)

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100