Врубель - главная      Мир Врубеля

Врубель  |  Биография  |  Картины  |  Рисунки  |  Хроно  |  Музеи  |  Фото  |  Эскизы  |  Графика  |  Бенуа
Сирень  |  К ночи  |  Демон  |  Жемчужина  |  Шестикрылый Серафим  |  Гамлет и Офелия  |  Царевна-Лебедь

       

Михаил Врубель » Живопись, картины, фото художника » Демон поверженный. 1902

демон
Мир Врубеля. Демон поверженный. Иллюстрация к поэме Лермонтова 'Демон' 1902
       

« назад     мир врубеля     вперед »

В том же смысле, в каком Демон 1890 года - персонификация Вечера, Демон поверженный - его парадоксальная фаза, то есть живописная аллегория Заката со свойственной ему грандиозностью, пышностью и конвульсивностью в противоборстве 'золота и синевы'. На лице изобразилась капризная гримаса ребенка, проглотившего горькую микстуру. Обычная для врубелевских персонажей расширенность глаз здесь откровенно продемонстрирована в качестве искусственного физического натяжения век - ходового ухищрения пластического грима. В сочетании с искусственной же 'интересной бледностью' лицо Демона отчетливо ассоциировано с театральной маской. Тогда как живопись - фактура и колорит картины - воссоздает впечатление потухающей сценической подсветки. Розовые и голубые краски первоначально обладали люминесцентным эффектом (он уцелел лишь в некоторых фрагментах пейзажного окружения и на диадеме); в росписи павлиньих перьев применен бронзовый порошок. В момент написания живописное полотно в целом походило на сверкающее и переливающееся павлинье оперение. Но вся эта 'красота' словно была рассчитана на то, чтобы поблекнуть на глазах первых зрителей. Врубель продолжал работу над картиной, когда она уже экспонировалась на выставке. Черты и выражение лица, свето- и цветорежиссура менялись на глазах публики: исчезнувшие версии изображения тут же превращались в то, о чем 'говорят', о чем глаголет молва, ходят слухи и легенды. Известно, что Врубель хотел дать картине название Ikone. Легендарно-житийный ореол сопровождал картину с самого начала, как если бы этот ореол входил в художественное задание произведения. Собственно, это род художественного деяния, поступка, в современном художественном обиходе именуемый 'акцией'.
Смысл или сюжет этой постановочной акции как раз в том, чтобы картину в ее итоговом застывшем облике, где лишь местами, как на тлеющих углях, угадывается зарево отбушевавшего 'творческого пожара', превратить в post scriptum к легендарному, волшебно-феерическому, грандиозному спектаклю: гаснут огни, блекнут декорации, проступает грим, пышность оборачивается бутафорской мишурой... Но этим спектаклем было собственное творчество Врубеля предшествующего десятилетия, прологом которого явился Демон 1890 года. В такой ретроспекции картина 1902 года - один из самых поразительных памятников врубелевского 'магического театра': ведь то, о чем свидетельствует, что знаменует, документирует облик картины как живописного изделия - конец, развязка грандиозной 'живописной драмы', - это и есть то, что изображено на картине, показывающей символический мистериальный прообраз всех финалов, коими увенчиваются подобного рода аттракционы с назначением 'иллюзионировать душу... величавыми образами'.



       
Великий рисовальщик

Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.Ю.Лермонтова. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия... читать далее »

Живописец божьей милости

В истории мировой живописи немного художников, наделенных божественным колористическим даром. Врубель занимает достойное место в этом уникальном списке. Его живописный дар выделяли со времен учебы в Академии художеств. Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания. Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... читать далее »

Педагогическая деятельность Врубеля

О педагогической деятельности Врубеля почти ничего не известно, но, к счастью, до нас чудом дошел рассказ художника М.С.Мухина, который учился у М.А.Врубеля в Строгановском училище. Он раскрывает новую, неизвестную грань дарования мастера. В Строгановское училище художника пригласил его директор Н.В.Глоба, много сделавший для подъема художественно-промышленного образования в России. Итак, на переломе веков М.А.Врубель оказывается в стенах «Строгановки». Приводим рассказ М.С.Мухина... читать далее »

       


*   *   *

   Благодарим спонсоров нашего сайта:

   »  голубые зеркала

  "Изображения цветов, листьев, редко - букетов, чаще всего - одного цветка: красная азалия, розовая азалия, белая азалия, орхидея, красная роза, ирис... Они ослепительны, как самоцветы, лучезарны, мажорны; в одном-единственном цветочном венчике - целая гамма красочных переливов. Музыка красок всегда при этом обусловлена изысканной структурой цветка, которую художник внимательно передает, следуя своему приему расчленения на планы. Малейший изгиб лепестка приобретает под его кистью чеканность, каждый цветочек словно возведен в перл создания. Как говорил о Врубеле художник А.Головин, «есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал».

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100