Врубель - главная      Мир Врубеля

Врубель  |  Картины  |  Рисунки  |  Биография  |  Фото  |  Хроно  |  Музеи  |  На грани  |  Декор  |  Модерн
Девочка на фоне персидского ковра  |  Пан  |  Лебедь  |  Портрет жены художника  |  Автопортрет с раковиной

       

Михаил Врубель » Живопись, картины, фото художника » Портрет артистки Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете Empire
жена

Галерея Михаила Врубеля. Портрет артистки Н.И.Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете Empire

       

« back     vrubel world     next »

Врубель выступал оформителем почти всех спектаклей, в которых выступала Забела, он был ее, как сейчас принято говорить, стилистом: сам придумывал ей костюмы, грим, одевал ее перед спектаклем и смотрел все ее выступления от начала до конца. Он старался с ней не расставаться, насколько это позволяло их рабочее расписание. Если к этому прибавить, что Врубель сочинял костюмы также и себе, сам, по своему вкусу и своим проектам обставлял свои апартаменты, - то мы увидим, что еще до возникновения 'Мира искусства' он уже осуществил идею, которая декларирована в самом наименовании знаменитого художественного объединения: он был окружен искусством и творил его, в том числе создавал произведения искусства из самого себя и своей жены.
Роман с Надеждой Ивановной был обставлен всеми атрибутами романтической влюбленности. Забела вспоминала: 'На одной из репетиций... я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: 'Прелестный голос!' Стоявшая здесь Т.С. Любатович поспешила мне представить: 'Наш художник Михаил Александрович Врубель', и в сторону мне сказала: 'Человек очень экспансивный, но вполне порядочный'... Так чувствителен к звуку голоса Михаил Александрович был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня, - на сцене было темно; но звук голоса ему понравился'. Выходит так, что Врубель влюбился не столько в лицо, облик, сколько в образ, голос, в мечту, создание своего воображения. Причем замечательно то, что Врубель умел поэтизировать недостатки внешности Забелы, и даже, как пишет ее сестра, 'часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему'. Он, по-видимому, делал ее старше своего возраста. Это была чрезвычайно трогательная влюбленность, особенно если иметь в виду, что сценическая карьера Надежды Ивановны была достаточно благополучной, тогда как слава Врубеля, напротив, достаточно скандальной. Сам этот роман возник непосредственно вслед за разразившимся на нижегородской ярмарке скандалом по поводу врубелевских декоративных панно, так что фоном этого знакомства и женитьбы было всеобщее поношение Врубеля в качестве декадента.
Счастливый период их жизни оказался недолгим. Во-первых, потому, что у них родился сын с заячьей губкой, что произвело на Врубеля чрезвычайно тягостное впечатление, и, собственно, с этого момента начался его срыв в болезнь и безумие. И с этого же момента Врубель начал работать над Демоном поверженным, произведением, которое закрепило за ним славу декадента. А потом начались годы в психиатрической лечебнице, где Надежда Ивановна постоянно навещала Врубеля и часто для него пела.



       

Врубель и художественная фотография

Неожиданный, но очень важный аспект взаимоотношений одного из самых ярких мастеров изобразительного искусства и художественной фотографии прошел мимо внимания всех крупнейших знатоков творчества Врубеля. Тема эта весьма своевременна именно теперь, в эпоху глобальной компьютеризации и новых сложных взаимоотношений между индивидуальностью художника и мощной индустрией визуальных технологий. Врубель был сыном своего времени и чутко относился к новым техническим изобретениям, в том числе - и к фотографии. Художник часто использовал фотографические снимки как подсобный материал для создания своих произведений... читать далее »

На грани безумия

Работа над «Демоном поверженным» лишила Врубеля сил и разума. Но в психиатрической лечебнице вскоре он начал поправляться, рисовать. Сделанные в клинике карандашные рисунки 1904 года возвращали Врубеля к художественному труду, он заново упражнял руку и глаз усиленной работой с натуры. В его рисунках появились живые впечатления натуры. Художник передает форму с помощью прерывистых штрихов. Ни один штрих не положен случайно, он обрисовывает план формы, характеризует фактуру... читать далее »

Запоздалая слава

В 2006 году исполнилось 150 лет со дня рождения гениального русского художника Михаила Александровича Врубеля. Сто лет назад трагически завершились дерзновенные творческие поиски Мастера. В 1906 году им окончательно овладело безумие, одновременно с которым наступило самое страшное для художника - слепота. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Прижизненная хула сменила обожествление художника в последние годы жизни. Однако в эпоху авангарда творчество Врубеля «не вписывалось» в новую модель общественных отношений, и он был попросту забыт «комиссарами от искусства». Лишь в 60-е годы XX века неповторимая индивидуальность М.Врубеля вновь вызвала повышенный интерес. Но только в 80-е годы выходят исследования, дающие объективную оценку творчества великого художника. Таким образом, он обрел высочайший статус лишь в конце XX века... читать далее »

       


*   *   *

   Благодарим спонсоров нашего сайта:

   » 

  "В его рисунках, даже беглых и набросочных, никогда нет вялой приблизительности: рисовальная техника Врубеля отточена, как острый стилет. Чаще всего он передает форму сетью прерывистых штрихов, ломких, пересекающихся. Из их паутины возникают орнаментальные эффекты, рисунок может напомнить прихотливые узоры ледяных игл. Если же присмотримся внимательно, увидим, что ни один штрих не положен случайно или только «для красоты» - он обрисовывает план формы, характеризует фактуру. Помятые куртки и пиджаки на мужских портретах - что может быть прозаичнее? - а, оказывается, расположение складок с чередованием теней и света обладает сложным ритмом, обнаруженным посредством рисунка. Или вот сплошная пелена снега, оживляемая только узкой проталинкой и чернеющими вдали голыми ветками. Как передать графически этот простой мотив, казалось бы, небогатый оттенками? На рисунке, если глядеть вблизи, видны прихотливые комбинации отрывистых прямых черточек без единой кривой или круглящейся линии - почти фантастический узор. Но на расстоянии штрихи скрадываются, и перед нами не плоское белое пространство, а явственно ощутимая фактура снега, рыхлого, местами подтаявшего."

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100