Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Михаил Врубель. Галерея картин. Живопись

В письме к сестре от 22 мая 1890 года Врубель пишет: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» - полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий» - первая из обширной демонической сюиты, включающей и живопись, и рисунки, и скульптуру. «Молодая уныло-задумчивая фигура» - слова очень точные. Сидящий демон действительно молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной. Вспоминается, как в романе Достоевского описаны переживания князя Мышкина в горах Швейцарии: «Перед ним было блестящее небо, внизу озеро, кругом горизонт светлый и бесконечный, которому конца-края нет. Он долго смотрел и терзался... Мучило его то, что всему этому он совсем чужой».
Окаменевший пейзаж в «Демоне сидящем» - каменные цветы, каменные облака - символизирует это чувство отторгнутости, чуждости: «Природы жаркие объятья навек остыли для меня». Но нет ни вызова, ни ненависти - только глубокая, глубокая печаль. Сохранился прекрасный большой рисунок (дата его неизвестна) с изображением головы, очень похожей на голову «Сидящего Демона», но называется он «Голова ангела».

Несколькими годами позже Врубель сделал скульптурную голову Демона - и это уже совсем другой образ, образ ожесточившегося. Под массивной гривой волос - исступленный лик с выходящими из орбит глазами. Художник отлил эту голову в гипсе и раскрасил, придав ей жуткую «настоящесть». В 1928 году ее разбил на куски какой-то психически неуравновешенный посетитель Русского музея в Ленинграде, где скульптура была выставлена. Ее реставрировали, но с тех пор она не экспонируется в зале.

  
  

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая

   

Микула Селянинович

Микула Селянинович, 1896. Эскиз-вариант декоративного панно
Сицилия

Катанья. Сицилия, 1894


Афины

Пропилеи. Афины, 1894. Этюд

Ярмарка

Аллегория Нижегородской ярмарки, 1895-1896

Блюдо Садко

Блюдо Садко, 1899-1900



Порто-Фино

Порто-Фино. Италия, 1894



Город Леденец

Город Леденец, 1900. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова Сказка о царе Салтане
Весна

Весна, 1899-1900



Камин

Камин. Эскиз передней панели

Ночь в Италии

Ночь в Италии, 1891


Витраж

Рыцарь, 1896. Витраж, исполненный для дома Л.Н.Перцова в Москве
Пир

Пирующие римляне, 1883


Розы

Желтые розы, 1894. Триптих Цветы для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Правая часть триптиха
Восток

Восточная сказка, 1886



Голова

Голова Демона, 1890, гипс, краски


Лилия

Лилия, 1895-1896. Эскиз витража


Парча

Деталь китайской парчи, 1886
Лель

Лель, 1899-1900

Мизгирь

Мизгирь, 1899-1900. Майолика
Врубель

Автопортрет, 1882

Примавера

Примавера, 1897



Боец

Кулачный боец, 1900. Эскиз костюма к опере П.И.Чайковского Чародейка

Колдун

Колдун, 1900. Эскиз костюма к опере П.И.Чайковского Чародейка

лебедь

Хризантемы, 1894. Триптих Цветы для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Цетральная часть триптиха
Богоматерь

Богоматерь с Младенцем, 1885


Шиповник

Шиповник, 1884



Царевна

Морская царевна, 1897. Эскиз костюма к опере Н.А.Римского-Корсакова Садко
Забела-Врубель

Надежда Ивановна Забела-Врубель у рояля




Картины Врубеля, часть восьмая »



*   *   *
  «Краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета - все дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет». (Михаил Врубель)

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100