Михаил Врубель. Галерея картин. Живопись
В письме к сестре от 22 мая 1890 года Врубель пишет: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» - полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий» - первая из обширной демонической сюиты, включающей и живопись, и рисунки, и скульптуру.
«Молодая уныло-задумчивая фигура» - слова очень точные. Сидящий демон действительно молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками.
Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной. Вспоминается, как в романе Достоевского описаны переживания князя Мышкина в горах Швейцарии: «Перед ним было блестящее небо, внизу озеро, кругом горизонт светлый и бесконечный, которому конца-края нет.
Он долго смотрел и терзался... Мучило его то, что всему этому он совсем чужой».
Окаменевший пейзаж в «Демоне сидящем» - каменные цветы, каменные облака - символизирует это чувство отторгнутости, чуждости: «Природы жаркие объятья навек остыли для меня». Но нет ни вызова, ни ненависти - только глубокая, глубокая печаль.
Сохранился прекрасный большой рисунок (дата его неизвестна) с изображением головы, очень похожей на голову «Сидящего Демона», но называется он «Голова ангела».
Несколькими годами позже Врубель сделал скульптурную голову Демона - и это уже совсем другой образ, образ ожесточившегося.
Под массивной гривой волос - исступленный лик с выходящими из орбит глазами.
Художник отлил эту голову в гипсе и раскрасил, придав ей жуткую «настоящесть». В 1928 году ее разбил на куски какой-то психически неуравновешенный посетитель Русского музея в Ленинграде, где скульптура была выставлена.
Ее реставрировали, но с тех пор она не экспонируется в зале.
|
|
|
» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая
|
|

Микула Селянинович, 1896. Эскиз-вариант декоративного панно |

Катанья. Сицилия, 1894
|

Пропилеи. Афины, 1894. Этюд
|

Аллегория Нижегородской ярмарки, 1895-1896
|

Блюдо Садко, 1899-1900
|

Порто-Фино. Италия, 1894
|

Город Леденец, 1900. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова Сказка о царе Салтане |

Весна, 1899-1900
|

Камин. Эскиз передней панели
|

Ночь в Италии, 1891
|

Рыцарь, 1896. Витраж, исполненный для дома Л.Н.Перцова в Москве |

Пирующие римляне, 1883
|

Желтые розы, 1894. Триптих Цветы для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Правая часть триптиха |

Восточная сказка, 1886
|

Голова Демона, 1890, гипс, краски
|

Лилия, 1895-1896. Эскиз витража
|

Деталь китайской парчи, 1886 |

Лель, 1899-1900
|

Мизгирь, 1899-1900. Майолика |

Автопортрет, 1882
|

Примавера, 1897
|

Кулачный боец, 1900. Эскиз костюма к опере П.И.Чайковского Чародейка
|

Колдун, 1900. Эскиз костюма к опере П.И.Чайковского Чародейка
|

Хризантемы, 1894. Триптих Цветы для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Цетральная часть триптиха |

Богоматерь с Младенцем, 1885
|

Шиповник, 1884
|

Морская царевна, 1897. Эскиз костюма к опере Н.А.Римского-Корсакова Садко |

Надежда Ивановна Забела-Врубель у рояля
|
Картины Врубеля, часть восьмая »
|