Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Михаил Врубель. Галерея картин. Живопись

В письме к сестре от 22 мая 1890 года Врубель пишет: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» - полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий» - первая из обширной демонической сюиты, включающей и живопись, и рисунки, и скульптуру. «Молодая уныло-задумчивая фигура» - слова очень точные. Сидящий демон действительно молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной. Вспоминается, как в романе Достоевского описаны переживания князя Мышкина в горах Швейцарии: «Перед ним было блестящее небо, внизу озеро, кругом горизонт светлый и бесконечный, которому конца-края нет. Он долго смотрел и терзался... Мучило его то, что всему этому он совсем чужой».
Окаменевший пейзаж в «Демоне сидящем» - каменные цветы, каменные облака - символизирует это чувство отторгнутости, чуждости: «Природы жаркие объятья навек остыли для меня». Но нет ни вызова, ни ненависти - только глубокая, глубокая печаль. Сохранился прекрасный большой рисунок (дата его неизвестна) с изображением головы, очень похожей на голову «Сидящего Демона», но называется он «Голова ангела».

Несколькими годами позже Врубель сделал скульптурную голову Демона - и это уже совсем другой образ, образ ожесточившегося. Под массивной гривой волос - исступленный лик с выходящими из орбит глазами. Художник отлил эту голову в гипсе и раскрасил, придав ей жуткую «настоящесть». В 1928 году ее разбил на куски какой-то психически неуравновешенный посетитель Русского музея в Ленинграде, где скульптура была выставлена. Ее реставрировали, но с тех пор она не экспонируется в зале.

  
  

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая

   

Микула Селянинович

Микула Селянинович, 1896. Эскиз-вариант декоративного панно
Сицилия

Катанья. Сицилия, 1894


Афины

Пропилеи. Афины, 1894. Этюд

Ярмарка

Аллегория Нижегородской ярмарки, 1895-1896

Блюдо Садко

Блюдо Садко, 1899-1900



Порто-Фино

Порто-Фино. Италия, 1894



Город Леденец

Город Леденец, 1900. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова Сказка о царе Салтане
Весна

Весна, 1899-1900



Камин

Камин. Эскиз передней панели

Ночь в Италии

Ночь в Италии, 1891


Витраж

Рыцарь, 1896. Витраж, исполненный для дома Л.Н.Перцова в Москве
Пир

Пирующие римляне, 1883


Розы

Желтые розы, 1894. Триптих Цветы для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Правая часть триптиха
Восток

Восточная сказка, 1886



Голова

Голова Демона, 1890, гипс, краски


Лилия

Лилия, 1895-1896. Эскиз витража


Парча

Деталь китайской парчи, 1886
Лель

Лель, 1899-1900

Мизгирь

Мизгирь, 1899-1900. Майолика
Врубель

Автопортрет, 1882

Примавера

Примавера, 1897



Боец

Кулачный боец, 1900. Эскиз костюма к опере П.И.Чайковского Чародейка

Колдун

Колдун, 1900. Эскиз костюма к опере П.И.Чайковского Чародейка

лебедь

Хризантемы, 1894. Триптих Цветы для особняка Е.Д.Дункер в Москве. Цетральная часть триптиха
Богоматерь

Богоматерь с Младенцем, 1885


Шиповник

Шиповник, 1884



Царевна

Морская царевна, 1897. Эскиз костюма к опере Н.А.Римского-Корсакова Садко
Забела-Врубель

Надежда Ивановна Забела-Врубель у рояля




Картины Врубеля, часть восьмая »



*   *   *
  "Изумительная обрисованность, кристаллообразность его техники... Какой другой художник, совершенно отвергая помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами?» «У Врубеля, прежде всего, поражает совершенно особенное понимание формы предметов поверхности, их ограничивающие, изобилуя резкими изломами, образуют дробное сочетание сходящихся под двугранными углами плоскостей; их контуры представляют собой ломаные линии, прямые или близкие к прямым, и весь воспроизводимый образ носит странное сходство с грудой сросшихся друг с другом кристаллов».

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100