Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Михаил Врубель. Галерея картин. Живопись

В течение многих лет Врубеля влекло к образу Демона: он был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. На холсте, в глине, на обрывках бумаги художник ловил лихорадочное мелькание обликов, чередование гордости, ненависти, мятежности, грусти, отчаяния... Все снова и снова появляется незабываемое лицо: косматая львиная грива, узкий овал, излом бровей, трагический рот,- но каждый раз с иным оттенком выражения. То он бросает исступленный вызов миру, то «похож на вечер ясный», то становится жалок.
Несохранившийся киевский «Демон», судя по отзывам тех, кто его видел, был более жестоким и смятенным, чем «Демон сидящий» с его сумрачной, но кроткой задумчивостью.
Перемена жизни обновляет - перебравшись в Москву, Врубель ожил, как бы помолодел, многое его манило. Он возобновил прежние знакомства и завязал новые, оказался в среде талантливых художников, людей, которые его понимали. Отошли наваждения киевских лет. Сестре он писал: «Помнишь мои намеки на киевскую пассию - я ей изменил, хотя мне все еще дорого воспоминание». Тут же он описывает свою новую «пассию», но это увлечение, кажется, быстро оборвалось. Главным увлечением оставалась работа и работа. Теперь, в атмосфере соревнования и конкуренции, он работал более поспешно, более разбросанно; кое-что делал, по собственному признанию, из побуждения: «Так не дамся же!» «Но мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня». Неожиданно он добавляет: «Одно только для меня ясно, что поиски мои исключительно в области техники. В этой области специалисту надо потрудиться, остальное все сделано уже за меня, только выбирай». Врубель понимал «технику» очень широко - и все же в данном случае на свой счет заблуждался. Его поиски были далеко не только в области техники. Закончив картину «Демон сидящий», он принялся за иллюстрации к Лермонтову. Прежде всего к «Демону».

  
  

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая

   

Пряничный домик

Пряничный домик, 1896. Эскиз декорации к опере Э.Гумпердинка Гензель и Гретель
Фауст и Мефистофель

Полет Фауста и Мефистофеля, 1896


Принцесса

Принцесса Грёза, 1896. Эскиз декоративного панно


Натюрморт

Натюрморт. Цветы, пресс-папье и другие предметы, 1885

Майолика

Микула Селянинович и Вольга, 1898-1899. Майолика
Слобода

Александровская слобода, 1899
Блюдо

Садко, 1899. Эскиз майоликового блюда
Садко

Садко, 1899. Вариант эскиза майоликового блюда
Девушка

Весна, 1899 - начало 1900-х
Гвидон

Гвидон (экран для камина)
Львица

Голова львицы, 1891
Цветы

Кампанулы, 1904
Египтянка

Египтянка,
1899-1900. Бронза
Царь

Морской царь,
1899-1900
Цветы

Красные цветы и листья бегонии корзине, 1886-1887
Берендей

Царь Берендей, 1899-1900. Терракота
Морская царевна

Морская царевна (Волхова), 1899-1900. Майолика
Садко

Садко, 1899-1900

Букет

Букет в синей вазе, 1887

Принц

Персидский принц, 1886

Волхова

Волхова,
1899 - начало 1900-х
Гамлет и Офелия

Гамлет и Офелия, 1883

Принцесса Волхова

Купавна (Принцесса Волхова), 1899-1900
Девушка

Волхова, 1897

Грязной

Грязной, 1899. Эскиз костюма к опере Н.А.Римского-Корсакова Царская невеста
Старик

Мамыров, 1900. Эскиз костюма к опере П.И.Чайковского Чародейка

Кармен

Портрет Т.С.Любатович в роли Кармен, 1890-е


Князь

Княжич Юрий, 1900. Эскиз костюма к опере П.И.Чайковского Чародейка



Рисунки Врубеля »



*   *   *
  "В его рисунках, даже беглых и набросочных, никогда нет вялой приблизительности: рисовальная техника Врубеля отточена, как острый стилет. Чаще всего он передает форму сетью прерывистых штрихов, ломких, пересекающихся. Из их паутины возникают орнаментальные эффекты, рисунок может напомнить прихотливые узоры ледяных игл. Если же присмотримся внимательно, увидим, что ни один штрих не положен случайно или только «для красоты» - он обрисовывает план формы, характеризует фактуру. Помятые куртки и пиджаки на мужских портретах - что может быть прозаичнее? - а, оказывается, расположение складок с чередованием теней и света обладает сложным ритмом, обнаруженным посредством рисунка. Или вот сплошная пелена снега, оживляемая только узкой проталинкой и чернеющими вдали голыми ветками. Как передать графически этот простой мотив, казалось бы, небогатый оттенками? На рисунке, если глядеть вблизи, видны прихотливые комбинации отрывистых прямых черточек без единой кривой или круглящейся линии - почти фантастический узор. Но на расстоянии штрихи скрадываются, и перед нами не плоское белое пространство, а явственно ощутимая фактура снега, рыхлого, местами подтаявшего."

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100