Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Природа и человек в творчестве Врубеля. Статья Алексея Фёдорова-Давыдова

   
   

Демон
Демон, 1890


Гадалка
Гадалка, 1895

   
   

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая
» Девятая
» Десятая
» Одиннадцатая
» Двенадцатая
» Тринадцатая
» Четырнадцатая
» Пятнадцатая
» Шестнадцатая
» Семнадцатая
» Восемнадцатая
» Девятнадцатая
» Двадцатая
» Двад.первая
» Двад.вторая

   
  
Именно поэтому если в некоторых из иллюстраций Врубеля к «Демону» Лермонтова видны черты, родственные театрально-постановочным решениям, то, с другой стороны, заставку, изображающую голову Демона на фоне гор (1890-1891, Музей русского искусства, Киев), легко можно представить себе в виде большого монументального панно. Что же касается самого образа Демона, то еще С.П.Яремич указывал на его сходство с образом Моисея в Кирилловских росписях. По свидетельству того же Яремича, первый вариант «Демона» 1885 года изображал его на фоне горного пейзажа, писанного с перевернутой фотографии, который «представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне», а сам Демон был взят «в сидячем положении со сложенными на коленях руками».
Таким образом, уже в этом первом решении были заложены мотивы, которые мы найдем и в «Демоне (сидящем)» (1890) и в «Демоне поверженном» (1902). С.Н.Дурылин, кажется мне, прав, отмечая, что в «Демоне» 1890 года Врубель исходил из вариантов раннего стихотворения Лермонтова «Сидящий Демон» не только сюжетно, но и в задаче передать, как унылый и мрачный Демон взирает на мир «один меж небом и землей». Но ведь эту же задачу Врубель решает и в иллюстрациях к «Демону» Лермонтова, изображая его в различных эскизах - то летящим над цветущей равниной, то среди заснеженных горных вершин, то неподвижно застывшим и смотрящим вниз на горную долину. И в картине он изображен сидящим где-то на краю бездны на фоне неба, окруженный фантастическими цветами, в «гранености» своих форм и в своей сверкающей, как камни, разноцветности похожих на сказочные горные обломы.
Наконец, в эскизе декорации к опере А.Г.Рубинштейна «Демон» мы видим опять одинокую фигуру на скале среди грандиозного, почти космического пейзажа с гигантскими горами и облаками.
Можно было бы сказать, что Врубель пользуется любым случаем, любыми возможностями каждого конкретного условия и средств (картины, иллюстрации, декорации) для того, чтобы каждый раз по-другому повернуть свою тему и в различии решений обогатить ее содержание новыми сторонами. Конечно, он при этом считается с условиями задачи, но его волнует прежде всего сам образ, вернее, волнует возможность вот еще и так, в таком виде изобразительного искусства, его особыми средствами снова решать тему отношения мятежного и ищущего, сомневающегося, печального и трагического духа к окружающему его миру. В эскизе декорации (Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина), учитывая сцену, Врубель дает грандиозное пространство, такой его разворот, которого мы не найдем ни в иллюстрациях, ни в картине. Чтобы одинокая фигура не «потерялась» в пространстве, Врубель помещает ее на большой скале на первом плане. Но тема в основе решена именно как показ одиночества фигуры Демона в грандиозном пространстве. Здесь должно прозвучать его проклятие этому миру. Напротив, в книжной иллюстрации Врубель делает фигуру доминирующей, а пейзаж - фоном. И, наконец, в станковой картине приходит к такому решению, при котором фигура дана в окружении фантастических цветов. Похожие в своей «гранености» форм и разноцветности на какие-то волшебные обломы скал, они равномасштабны фигуре Демона и вместе с нею противостоят как объемы пространству неба слева. Благодаря этому статичная по позе фигура приобретает динамическую направленность в сторону пустого пространства, чем усиливаются томление и тоска Демона. Получается сложная гармония статики и динамики, столь важная именно для станковой картины. Такое гармоническое решение, в котором природа в своем пространстве противопоставлена фигуре, а в своей предметности зрительно с нею связана, далось Врубелю, конечно, не сразу.
Известен эскиз композиции (1890, Государственная Третьяковская галерея), в котором фигура расположена в полулежачем положении несколько по диагонали, пространство равно справа и слева. В нем еще нет той монументальности, той физической мощи фигуры, которая так чувствуется в картине и благодаря срезу верхней части головы и благодаря контрасту вертикализма фигуры горизонтальному формату холста. Вместо фантастических цветов справа видны какие-то стебли цветущего дерева. Это соответствует тому, что пишет сам Врубель в письме сестре от 22 мая 1890 года, рассказывая ей о своей работе над картиной, изображающей уныло-задумчивую фигуру, которая «сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветки, гнущиеся под цветами».
В окончательном варианте картины «Демон (сидящий)» могучая, с огромной пластической силой вылепленная фигура органически сочетается в своей «скульптурности» с кажущимися каменными, созданными из драгоценных камней цветами. Цвет сверкает, пронизанный светом, и в этих «граненых» лепестках цветов и в широких красных и желтых полосах на небе. Их теплые цвета необычайно сильно звучат в соседстве с глубоким синим цветом одежды и оливковым цветом самого тела. Положенные широкой кистью и частью мастихином большие мазки - грани и полосы - сочетаются с мелкими мазками тех же цветов на лице и в волосах Демона, тоже переливающихся, как драгоценные камни. Все это образует роскошную сверкающую, одновременно и декоративно выразительную и станково углубленную в своей разработанной детализации в различии фактур, богатстве форм и размеров мазков живопись. Пейзаж играет в картине большую роль, живописно сочетаясь с фигурой, а в смысловом и эмоциональном отношении противостоя ей. Тоска Демона становится тем выразительнее в окружении этой земной красоты, для него пустой и ненужной.
Не менее значительна роль пейзажа и в иллюстрациях к поэме «Демон» Лермонтова, выполненных в 1890-1891 годах. И здесь скупо намеченный горный пейзаж - не просто фон, но органическая часть образа иллюстрации. Таков молчаливый ночной пейзаж с полной луной в иллюстрации к словам «На трупы всадников порой верблюды с ужасом глядели» (Государственный Русский музей). Есть нечто действительно охватывающее душу холодом в его безлюдности и пустынности.


продолжение




*   *   *
  "Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен - от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Иногда оставлял часть листа нетронутым. Тональные отношения были найдены так безошибочно, что белая бумага становилась органичной частью изображения. Изощренная техника позволила ему создать очередной шедевр «Жемчужная раковина». Это маленькое чудо искусства."

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100