Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Природа и человек в творчестве Врубеля. Статья Алексея Фёдорова-Давыдова

   
   

Демон
Демон, 1890


Гадалка
Гадалка, 1895

   
   

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая
» Девятая
» Десятая
» Одиннадцатая
» Двенадцатая
» Тринадцатая
» Четырнадцатая
» Пятнадцатая
» Шестнадцатая
» Семнадцатая
» Восемнадцатая
» Девятнадцатая
» Двадцатая
» Двад.первая
» Двад.вторая

   
  
В дальнейшем эта неясность и неопределенность образа Демона в сознании художника все более возрастает. Это приводит не только к различным вариантам, но, наконец, и к бесконечным переделкам уже в самом последнем варианте - «Демоне поверженном» (1902) . Характерно, что ему предшествовала попытка создать могучую и властную фигуру огромного Демона, пролетающего «над вершинами Кавказа», в неоконченной картине (1899, Государственный Русский музей). В ней замечательны и фигура и огромные просторы виднеющегося под нею горного пейзажа. Он написан в сероватых тонах с белым цветом снежных вершин и колористически гармонирует с коричневыми тонами фигуры, ее отлетающей одежды и фиолетовым цветом крыла. Но, несмотря на огромный вложенный в картину труд, явно дававший превосходные живописные результаты, Врубель оставил работу над нею.
Попытка вернуться к образу времени иллюстрирования поэмы Лермонтова оказалась внутренне невозможной для художника. Полет Демона постепенно в ряде вариантов все более превращался в падение. В этом выражалось нечто большее и более объективное, чем только личная трагедия художника в его столкновениях с буржуазным обществом, не понимавшим его высоких стремлений и замечательного таланта. Сам Врубель не мог не чувствовать бесплодности протеста и бунтарства своего Демона и потому со всей свойственной ему бескомпромиссной честностью пришел от образа Демона бунтующего к образу Демона поверженного. В личном же плане для Врубеля трагедия состояла в том, что в своей духовности его Демон отрицал ту самую красоту вещественного внешнего мира, в которую был влюблен Врубель-художник и которую он стремился утвердить в своем творчестве. Трагедия Врубеля была трагедией невозможности совместить в распадающемся буржуазном мире красоту и правду.
Все возраставшая внутренняя неясность и духовная надломленность образа Демона приводили и к внешней изломанности и условности форм. Они проявились также в разорванности пейзажа и общей композиции картины. Поверженный, падший с неба на острые вершины гор Демон оказался среди хаотичного, но одновременно и прекрасного в своем живописно-декоративном решении пейзажа. Врубель, как мы это увидим далее при рассмотрении таких произведений, как «Микула Селянинович» и в особенности «Богатырь», уже давно стремился сливать фигуру с пейзажем. Это сказалось в «Демоне поверженном». Если в более ранних работах на эту тему фигура Демона композиционно противопоставлялась пейзажу или пейзаж был для нее окружением, средой, то теперь фигура целиком погружена в фантастический пейзаж. Кажется, что могучие крылья Демона при падении разрезали своими острыми краями вечные снега гор, и они рисуются сейчас какими-то неопределенными большими голубыми массами справа. Золото крыльев Демона, писанных бронзой, перекликается с такими же бронзовыми павлиньими перьями, на которых лежит фигура и которые сами сливаются с горами. Серо-синеватое тело Демона очень красиво сочетается и с этой бронзой и с фиолетовыми и розовыми горами. Отдельные блики розовых мазков около гор справа согласуются с розовыми мазками в изображении чего-то вроде короны или диадемы на голове. В «Летящем Демоне» 1899 года его обнаженное тело трактовалось мягким, отчего контрастировало с острой каменистостью горных вершин внизу и жесткостью ломаных «готических» складок отлетающей одежды. Тело Демона было как бы заключено между двумя жестко трактованными формами - гор и одежды. Теперь, напротив, тело Демона кажется таким же твердым, как и скалы, а острота тонких пальцев сцепленных над головой рук в своей «гранености» подобна формам горного пейзажа.
Любопытно и то, что переход от гордого, могучего образа Демона к образу разбитого, поверженного и печального сопровождался усилением красоты окружения и красочного богатства живописи. «Летящий Демон» написан в сдержанной гамме коричневато-серых тонов с добавлением голубых. Просматривая же акварельный эскиз «Демона поверженного» (1901, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина), сохранившееся фото с первоначального вида картины и, наконец, саму картину в окончательном состоянии, мы видим, что, по мере того как Демон все более падал на острые вершины (в акварельном эскизе он еще летит над рекою, хотя и очень низко, так что дальние горы изображены выше него) и, следовательно, сливался с пейзажем, тем все более расцвечивался небывалой красотой и сам пейзаж и оперение Демона. Так скорбь и страдание души облекались в царственное великолепие вещественности. Е.И.Ге вспоминала, что В.М.Васнецов писал Врубелю по поводу этой картины и очень верно выразился, что его «Демон» «так трагически разбит. При этом краски истинно сказочные. Пейзаж удивительно красив и мрачен».
Еще точнее передал впечатление от картины В.Д.Поленов, писавший Врубелю: «Вчера я не успел Вам выразить моего восхищения по поводу изумительной красоты, сочетания тонов в Вашей последней картине: при этом грандиозность общей концепции, и этой страшно трагической, разбитой фигуры, павшего существа, прямо захватывает».
Демон как образ бунтаря, Демон в своей силе и могуществе протестующего и во всем сомневающегося духа противостоял и образно и композиционно природе, которую он «презирал иль ненавидел». Это было, если так можно сказать, символическим выражением контраста духовного и материального, земного. Утрачивая силу и мощь своего духа, все более проникаясь вместо протеста сомнением, Демон как бы своеобразно связывался с природой и даже растворялся в ней. Но если врубелевский Демон становился более земным, то врубелевская природа приобретала все большую одухотворенность. Падение Демона, таким образом, вряд ли можно трактовать только как победу земного над духовным. В своем крушении Демон словно сообщает природе нечто от своей духовности. В картине выступает сложность и противоречивость его понимания взаимоотношений духовно-человеческого и природно-земного.


продолжение




*   *   *
  "Человек, обладающий таким огромным мастерством, такой удивительной рукой, написавший такие дивные, по своей сжатой, эмалевой живописи, образа в Кирилловском монастыре, рядом с которыми васнецовские фрески кажутся поверхностными иллюстрациями, — такой прекрасный и разносторонний техник ни в каком случае не может считаться шарлатаном, прячущимся за вывертами."

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100