Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Природа и человек в творчестве Врубеля. Статья Алексея Фёдорова-Давыдова

   
   

Демон
Демон, 1890


Гадалка
Гадалка, 1895

   
   

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая
» Девятая
» Десятая
» Одиннадцатая
» Двенадцатая
» Тринадцатая
» Четырнадцатая
» Пятнадцатая
» Шестнадцатая
» Семнадцатая
» Восемнадцатая
» Девятнадцатая
» Двадцатая
» Двад.первая
» Двад.вторая

   
  
В фантастической, легендарной или сказочной тематике и природа должна была носить соответствующий характер. Но то, что для ее изображения Врубель не использовал натурные этюды, соответствующим образом их перерабатывая, а писал ее, очевидно, по воображению, пользуясь своей замечательной зрительной памятью или порою фотографией, наводит на мысль об особом характере этих пейзажей. Они были обычно не переработкой каких-либо мотивов природы, а целиком созданными художником, так сказать, «пейзажами воображения», в которых конкретными являлись лишь составлявшие их отдельные элементы.
С другой стороны, обращаясь к натурным пейзажам Врубеля, мы видим их резкое отличие от пейзажей его современников - Левитана, Серова, Коровина и других, заключающееся в том, что если у последних в пейзаже господствовало стремление к наибольшей непосредственности передачи природы и в них выражались прямо настроения и переживания художников, то у Врубеля мы видим нечто иное - опосредованность и переживания мотива и чувств, вызываемых природой. Если Врубель не писал специально пейзажных этюдов для своих картин, предпочитая пользоваться запечатлевшимися в памяти образами, в особенности полюбившейся ему итальянской природы, и фотографией, то в самой его художественной памяти, в его творческом воображении сохранялось живое восприятие природы при писании натурных этюдов. Оно входило своеобразно в его мысленные образы «пейзажа воображения». Если в этюдах сказался общий строй мышления и круг образов Врубеля, то и обратно - фантастичность сюжетов и образов его картин не была произвольной и чисто субъективной. Как в сюжетике Врубель исходил из установившихся образов мировой литературы или фольклора, так и в трактовке природы он шел от первичного реального ее восприятия, сохранявшегося в памяти. Врубель вовсе не хотел не считаться с реальными формами людей или предметов, подменять их выдуманными, произвольными даже в фантастической, сказочной или символической тематике. Напротив, он стремился к зрительной реальности для того, чтобы фантастическое общее было убедительным. И он умел этого добиваться, разумеется, совсем иначе, чем Нестеров. Образы лучших произведений Врубеля всегда жизненны и убедительны. Так, фантастический «Демон (сидящий)» воспринимается нами не менее реально, чем, скажем, «Гадалка», и, напротив, совершенно реальная сцена в картине «Испания» и фактически и по внутреннему своему строю является воображаемой и символической. Врубель обладал замечательным даром не только исторические или литературные, но и самые фантастические образы показывать живыми. И точно так же при самой сильной стилизации и трансформации форм растений и фигур, в целях монументальной декоративности и под воздействием стилизации модерна, мы всегда видим и чувствуем лежащую в их основе крепость и верность форм. Она-то и придает такую зрительную убедительность фантастическому, делает условное реальным.
Таким образом, вопрос о взаимоотношении природы и человека в творчестве Врубеля, взятый еще просто как отношение его натурных пейзажей к пейзажам в сюжетных картинных композициях, уже начинает выдвигать коренные проблемы творческого метода художника.
Писавшие о Врубеле всегда отмечали сочетание в его творчестве фантастического с реальным. Это признавал еще первый его биограф А.П.Иванов, утверждая, что «фантастика в созданиях Врубеля непостижимо сливается с глубоким и своеобразным реализмом» и что преображение природы «как бы прозрачно: сквозь него видно знакомое нам и реальное, но уловленное с какой-то новой, никем до Врубеля не замеченной стороны». Вопрос, таким образом, заключается в том, как трактовать само это преображение натуры и соотношение реального и фантастического в творчестве Врубеля. Если Иванов ошибочно понимал это не только в идеалистическом, но даже и в некоем мистическом смысле, то для нас задача заключается не в том, чтобы усматривать в созданиях Врубеля отражение таинственных видений и пророческих снов, а чтобы раскрыть земное содержание и значение поэтической сущности его фантастики. Если односторонним было символическое понимание самого реализма Врубеля Ивановым, то нельзя и сводить дело к простому механическому сочетанию в творчестве художника реалистических и фантастических моментов. И дело здесь даже не столько в том, что он «в самых фантастических по замыслу произведениях... не терял чувства реальности», а, скорее, в том, что в его творчестве мы находим «органическое переплетение реального с фантастическим, любви к натуре с могучим воображением». Последнее в условиях его времени часто приводило к символизму.
Естественно, что в этюдированни с натуры цветов, тканей, пейзажей преобладало стремление к реальности, точности, окрашиваясь «могучим воображением» художника, и, напротив, последнее начинало господствовать в сюжетных произведениях с их чаще всего литературной или легендарной тематикой. Но и там и тут это было всегда именно неразрывное переплетение, взаимопроникновение реального и воображаемого или фантастического, фантастическое и символистическое восприятие реального и реальное воспроизведение фантастического. Анализ натурных пейзажей Врубеля поможет нам лучше понять характер пейзажей в картинах, их взаимоотношения. Но нельзя их также механически просто соединять, как неверно было бы рассматривать сочетание фантастического и реального в творчестве Врубеля в целом как механическое сосуществование. Если образ природы нашел свое основное и оригинальное выражение в пейзаже как одном из компонентов сюжетных композиций художника, то есть в связи с человеком и его внутренними переживаниями, то начинать его рассмотрение надо с натурных этюдов и выявления в них черт, роднящих этюды с большими картинными образами и помогающих их лучше понять.
Скромный по сюжету этюд «Поз-река» (90-е годы, собрание семьи Л.А.Руслановой, Москва) с его бедной северной природой поражает богатством внутреннего содержания. В нем есть и особая «прозрачность» словно детски удивленного восприятия природы, и поэтическая возвышенность ее трактовки, и глубина переживания. Казалось бы, столь разные восприятия гармонически слиты здесь воедино, заставляя вспомнить прекрасные и верные слова о Врубеле его сотоварища по ранним работам в Киеве: «... все относящееся к искусству он делал искренне, как ребенок, и с убеждением пророка».


продолжение




*   *   *

   Благодарим спонсоров нашего сайта:

   » 

  "Наши навыки в течение нескольких минут сметены потрясающим мастерством художника. Этот урок запомнился мне на всю жизнь. Никогда после него не доводилось мне испытать подобного чувства потрясения, восторга и счастья." (Из воспоминаний ученика Врубеля)

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100