Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Природа и человек в творчестве Врубеля. Статья Алексея Фёдорова-Давыдова

   
   

Демон
Демон, 1890


Гадалка
Гадалка, 1895

   
   

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая
» Девятая
» Десятая
» Одиннадцатая
» Двенадцатая
» Тринадцатая
» Четырнадцатая
» Пятнадцатая
» Шестнадцатая
» Семнадцатая
» Восемнадцатая
» Девятнадцатая
» Двадцатая
» Двад.первая
» Двад.вторая

   
  
Врубель в этой последней своей большой картине словно возвращается к проблематике своего первого крупного произведения «Демон (сидящий)». И здесь и там содержанием картины является чуждость, ненужность для тоскующей души той прелести и красочности цветущего земного бытия, которое прельщает Врубеля как художника, в особенности как художника с монументально-декоративным уклоном. Второй неоконченный вариант «Сирени» как бы замыкает круг, внутри которого помещается все многообразие решений проблемы человека и природы в различных произведениях Врубеля.
Интерес к пейзажу, сказавшийся в работах последних лет, в частности в акварели «Осенний пейзаж с рекою» (начало 1900-х годов, собрание A.Г.Миронова, Москва) и в особенности в рисунках из окна лечебницы (1903-1904 годов), привел к тому, что, выполняя портрет жены в 1904 году, во время последнего перерыва в болезни, художник изобразил ее на фоне березок (Государственный Русский музей). Сохранилась акварель (собрание семьи B.Я.Хенкина, Москва), сделанная, вероятно, с натуры, изображающая березовую рощу, которая и была использована в качестве фона портрета.
Это редкостнейший случай использования Врубелем натурного этюда. Но этюд претерпел при этом характерные изменения: березовая роща утратила свою пространственность, березки изображены стоящими почти сплошной стеной с редкими и тонкими темно-зелеными просветами в цвет травы под ними. Лишь наверху кое-где просвечивает небо. Такое решение придавало пейзажу в портрете характер фона. Это изображение человека не в природе, а на фоне природы. К тому же Врубель, усилив черные пятна на стволах березок, сообщил их изображению почти орнаментальную декоративность.
Как всегда у Врубеля, портрет писался «по частям», работа над ним продолжалась даже тогда, когда модель была уже на гастролях за границей. При таком методе березки на фоне имели, скорее, то же значение, что и те розы на груди портретируемой, которые он просил ему специально доставить, то есть значение детали в общей условной, «сочиненной» композиции. Ценность и значение этой одной из последних работ лежит в области собственно портретной живописи, а не в области интересующей нас проблемы природы и человека у Врубеля.
Возвращаясь к картинам «К ночи» и «Сирень», с которых мы начали изложение темы «Природа и человек в творчестве Врубеля», мы видим, что в них она действительно получила свое наибольшее выражение. Вместе с тем эти картины были открытием новой возможности пейзажного решения сюжетной темы. От поэтической символики этих картин веет большими человеческими чувствами, которые мы можем взять и унаследовать независимо от символизма как определенного течения в искусстве.
Однако надо оговориться, что это доступно именно зрителю, потому что это будет уже измененная жизнь произведения во времени. Это та изменяющаяся в дальнейшем независимая от авторов жизнь произведений, которая делает их вечными. Каждая эпоха в великих творениях воспринимает как наследие то, что ей соответствует, что ей близко и нужно. Но исследователь, отмечая эту возможность произведения стать вечным, что-то утеряв и в чем-то, наоборот, сильнее зазвучав для зрителя, сам обязан показать его в первичном содержании и объяснить, как и из чего оно рождалось.
К оценке и истолкованию искусства Врубеля можно было бы применить то, что Маркс сказал об античном искусстве. Трудность и здесь заключается не в том, чтобы понять, что оно было «связано с определенными формами общественного развития», а в том, чтобы осознать, почему оно сохраняет для нас ценность и значение сегодня и в чем они состоят. В самом деле, нетрудно увидеть, что в образе природы Врубеля сказался обусловленный эпохой ранний символизм.
Надо только при этом понять, что русский символизм рождался в условиях назревания революции. В литературе наряду с реакционным символизмом Мережковского, отчасти Бальмонта был и символизм Брюсова, а позднее Блока - поэтов, которые в своем развитии пришли к революции. Символизм был неоромантикой, в нем буржуазное искусство как бы повторяло в своем конце романтизм своей юности. И этот неоромантизм был также индивидуалистическим бунтом против действительности и бунтом, который при всей условности формы мог, как и у первых романтиков, иметь и реакционный и прогрессивный смысл. Стоит только сравнить бунтарский, страстный и глубоко человечный символизм Врубеля с пустым и холодным символизмом Беклина, Штука или Клингера, чтобы понять, почему и как он мог быть большим искусством. Понять, почему сквозь нарочитость символики, ее декадентские черты и порою вопреки им в произведениях Врубеля проявлялось подлинно большое и замечательное искусство. Все это, конечно, по-настоящему можно показать, рассмотрев творчество Врубеля в целом.
Но даже и взяв только проблему отношения человека и природы, можно ясно видеть в картинах художника возвышенное и поэтическое восприятие мира, противопоставление его прозаичности буржуазной жизни. Искусство Врубеля дорого и близко нам своей страстной взволнованностью, своим стремлением не ограничиваться внешней стороной явлений, а глубоко их истолковывать. Творчество Врубеля в целом призывает нас бороться с серостью, будничностью и прозаизмом в жизни и в искусстве. Врубель, подобно Иванову, Сурикову, Левитану, Серову стремился к монументальному и возвышенному, большому искусству.
Врубель мечтал об искусстве, в котором выражалась бы красота жизни. Такое искусство, если оно не ограничивалось только внешностью явлений, а хотело проникнуть в глубины жизни и человеческих чувств, было невозможно в то время, когда такой красоты не было в самой буржуазной действительности. В творчестве Врубеля поэтому трагически выразилось противоречие потребности в такой красоте с потребностью понять жизнь и ее драматизм, противоречие красоты и правды в искусстве его эпохи. Красота искусства Врубеля - это не красота спокойненького существования, а красота «упоения в бою», которая не может не волновать и не вдохновлять нас. Этот бой требует высокого мастерства, а им отличалось все искусство Врубеля.


в начало




*   *   *

   Благодарим спонсоров нашего сайта:

   » 

  "Изображения цветов, листьев, редко - букетов, чаще всего - одного цветка: красная азалия, розовая азалия, белая азалия, орхидея, красная роза, ирис... Они ослепительны, как самоцветы, лучезарны, мажорны; в одном-единственном цветочном венчике - целая гамма красочных переливов. Музыка красок всегда при этом обусловлена изысканной структурой цветка, которую художник внимательно передает, следуя своему приему расчленения на планы. Малейший изгиб лепестка приобретает под его кистью чеканность, каждый цветочек словно возведен в перл создания. Как говорил о Врубеле художник А.Головин, «есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал».

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100