Врубель - главная      Мир Врубеля


Врубель     Биография     Шедевры     Картины     Рисунки     Исследования     Музеи     Фото     Хроно     Ссылки
Дмитриева    Коган    Скляренко    Бенуа    Островский    Маковский    Федоров    Рерих      Малолетков    


Вступление     В академии художеств     Монументалист    Великий рисовальщик    На грани безумия    Живописец от бога
Врубель-декоратор    Музыка и литература    Врубель-педагог     Врубель и художественная фотография     Стиль модерн


Ранние годы    Ученичество    Киев. Встреча с древностью    Незамеченные шедевры    Демоническое    
Поиски универсальности    Фантастический реализм    Портреты    Начало нового века    Рисунки с натуры    
Запоздалая слава    Волшебство и магия Врубеля    Тема Пророка    Предпоследнее    Некоторые итоги жизни


Михаил Врубель. Выход в свет. Врубель в художественном окружении.

  
   

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая
» Девятая
» Десятая
» Одиннадцатая
» Двенадцатая
» Тринадцатая
» Четырнадцатая
» Пятнадцатая
» Шестнадцатая

   
   

девочка
Девочка на фоне
персидского ковра,
1886

   
   
Долгое время Врубель был известен как талантливый и умелый декоратор, да и то лишь узкому кругу друзей и заказчиков. Для нас 'популярный' Врубель начинается с 1890 года, когда в Москве был написан Демон сидящий и созданы иллюстрации к произведениям Лермонтова в юбилейном издании к пятидесятилетию со дня смерти поэта. Однако в своей текущей современности, до 1896 года, до скандала с панно на нижегородской выставке, он являлся, так сказать, 'придворным художником' Саввы Мамонтова; он - одна из заметных фигур в абрамцевском кружке, он оформлял интерьеры особняков московских меценатов и буржуа, имея узкий круг клиентов, но он не участвовал в выставках, и 'широкая публика' о нем не знала. В 1896 году перед этой 'широкой публикой' предстал уже крепкий, сложившийся художник и выдающийся мастер. Произошло это вдруг, неожиданно - здесь тоже один из моментов биографии, прибавляющий яркости легендарному ореолу вокруг имени Врубеля.
Летом 1896 года в Нижнем Новгороде открывалась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, включавшая художественный отдел. На торцах павильона, где должен был расположиться этот отдел, под выгнутой крышей пустовали большие тимпаны. Курировавший художественно-оформительские работы на выставке Мамонтов заказал Врубелю выполнить для этих тимпанов панно на темы, предоставленные усмотрению художника. Врубель сочинил композиции на европейский - Принцесса Грёза (сказочная рыцарская легенда в сценической обработке популярного тогда французского драматурга Эдмона Ростана) и национальный - Микула Селянинович сюжеты. Эти панно были отвергнуты специально присланной из петербургской Академии художеств комиссией 'как нехудожественные'. Тогда Мамонтов арендовал участок вблизи входа, где был в короткий срок сооружен павильон, или 'балаган', как выразился Константин Коровин, с громадными буквами на крыше 'Панно Врубеля'. В этом павильоне они и экспонировались. Событие это наделало много шума в прессе. Кроме того, по настоянию Мамонтова на выставке экспонировались восемь картин Врубеля и его скульптура; в это же время проходили гастроли мамонтовской частной оперы в городском театре, где шел спектакль Гензель и Гретель в декорациях Врубеля, а в портале сцены красовался исполненный Врубелем ранее для той же Русской частной оперы занавес Неаполитанская ночь. Врубель, таким образом, был представлен в Нижнем всеми гранями своего творчества: дебют Врубеля был превращен Мамонтовым в бенефис.

Врубель - художник трех столиц. Он учился в Петербурге; первые крупные произведения были созданы в Киеве; наконец, он долгое время работал в Москве, а в широкий общественный свет он вышел в качестве экспонента 'Мира искусства', объединения именно петербургского, то есть его произведения снова вернулись в Петербург. Подобное географическое разнообразие не свойственно другим мастерам. Но важно не это. Важно то, что он везде - 'как беззаконная комета в кругу расчисленном светил', он всегда отмечен знаком принадлежности какому-то другому миру, чем тот, который привычен и понятен окружению, в котором он в данный момент оказывался. Академический педагог Чистяков говорил, что Врубель у него 'перепекся', то есть усвоил его систему как-то 'слишком'. Но где бы он ни появился, в нем всегда был ощутим некий 'излишек': в Киеве он петербуржец; в Москве, еще сохранявшей дух и характер поленовского Московского дворика, он, прошедший школу киевского орнаментально-декоративного монументализма, слишком смел и одновременно витиеват.
Учиться в Академию Врубель пришел сравнительно взрослым уже человеком. В класс Чистякова он попал одновременно с Серовым, будучи почти на десять лет того старше: за его спиной университет и сравнительно долгий период дилетантских упражнений в рисунке.

Именно Чистяков рекомендовал его как способного мастера композиции Адриану Прахову, который тогда руководил реставрацией древних церквей и фресок в Киеве, а впоследствии курировал художественную часть исполнения росписей во Владимирском соборе. Так Врубель оказался в Киеве. И вот недавний еще ученик Академии, не имеющий опыта работы в монументальном роде, всего за один год создал ряд монументальных композиций: Сошествие Святого Духа на апостолов. Оплакивание, иконостас для Кирилловской церкви, дописал, имитируя, мозаику, одного из ангелов в барабане Софийского собора, через два года исполнил орнаменты на столбах Князь-Владимирского собора, уже тогда приводившие в изумление свободой сочинительской фантазии.


следующая страница »


Страницы творчества:     первая     вторая     третья     четвертая     пятая     шестая     седьмая




*   *   *
  "Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен - от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Иногда оставлял часть листа нетронутым. Тональные отношения были найдены так безошибочно, что белая бумага становилась органичной частью изображения. Изощренная техника позволила ему создать очередной шедевр «Жемчужная раковина». Это маленькое чудо искусства."

*   *   *
Мир Врубеля, www.vrubel-world.ru (C) 1856-2014. Все права защищены. Для писем: natashka (собачка) vrubel-world.ru
Создание сайта приурочено к 150-летию со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля
Материалы этого сайта возможно использовать с личного согласия Михаила Врубеля


Rambler's Top100